ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А71-7667/20 от 06.04.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-ЭС21-25535

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть определения объявлена 06.04.2022.

Определение в полном объеме изготовлено 11.04.2022.

г. Москва

Дело № А71-7667/2020

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Прониной М.В.,

судей Першутова А.Г., Тютина Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики и Министерства финансов Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2021 по делу № А71-7667/2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2021 по тому же делу

по иску сельскохозяйственного производственного кооператива «Коммунар» о взыскании с министерства 4 563 631 рублей 69 копеек убытков за счет казны Удмуртской Республики,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Удмуртской Республики.

В судебном заседании приняли участие представители:

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики – ФИО1;

от сельскохозяйственного производственного кооператива «Коммунар» (далее – СПК «Коммунар», кооператив) – ФИО2

Представитель Министерства финансов Удмуртской Республики, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыл, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., доводы представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики по кассационной жалобе, возражения представителя СПК «Коммунар» на кассационную жалобу, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

в целях реализации государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.03.2013 № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», а также в рамках возложенных полномочий министерство как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет предоставление субсидий сельхозтоваропроизводителям Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики».

Утвержденные Законом о бюджете Удмуртской Республики бюджетные ассигнования подлежали выплате сельхозтоваропроизводителям, соответствовавшим категориям и критериям отбора получателей субсидий, определенным Положением о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.03.2015 № 120 (далее – Положение о предоставлении субсидии, Положение).

Пункт 1 указанного Положения (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2017 № 185) определял условия и порядок предоставления субсидии, в том числе (подпункт 1) на возмещение части затрат на технику, оборудование, приобретенные по договорам купли-продажи (поставки), заключенным в году, предшествующему отчетному финансовому году, в отчетном финансовому году и/или до 15 апреля текущего финансового года.

Согласно пункту 13 Положения (в редакции от 15.05.2017) субсидия на технику предоставляется в размере 30 процентов понесенных затрат заявителем, но не более максимального размера субсидии, установленного в пункте 13.1 Положения.

СПК «Коммунар», рассчитывая на получение субсидии, в мае-июле, сентябре, ноябре 2017 года приобрел сельскохозяйственную технику на общую сумму 15 791 712 рублей 76 копеек. Оплата произведена в мае, июле, августе, сентябре, декабре 2017 года, феврале, апреле, июне, сентябре 2018 года.

Техника получена по актам от марта, июля-августа 2017, от апреля, июля 2018.

Полагая, что при обращении за субсидией на возмещение части затрат на приобретение техники следовало руководствоваться условиями Положения в редакции от 15.05.2017 № 185, согласно которой заявители при обращении за субсидией в 2019 году могли получить ее на технику приобретенную до 15.04.2019, приобретенную в 2018 году (отчетном финансовому году), приобретенную в 2017 году (в году, предшествующему отчетному финансовому году), истец подал в министерство заявки от 07.06.2019,
от 16.07.2019 и от 02.08.2019 на предоставление субсидии.

На момент обращения истца с данными заявками Положение о предоставлении субсидии действовало в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, подпунктом
1 пункта 6 которого предусмотрено, что субсидия на технику предоставляется заявителю, если договоры купли-продажи (поставки) техники и оборудования заключены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года; техника и оборудование оплачены в полном объеме, отгружены и получены в отчетном финансовом году и (или) до 15 апреля текущего финансового года.

В соответствии с пунктом 26 Положения в редакции от 16.07.2018 основанием для отказа в предоставлении субсидии является, в том числе, несоблюдение условий, установленных пунктами 1 и 6 настоящего Положения для предоставления соответствующей субсидии.

Министерство, рассмотрев заявки СП «Коммунар», приняло решения об отказе в предоставлении субсидии, ссылаясь на подпункт 1 пункта 6, пункт 26 Положения в редакции от 16.07.2018 и на то обстоятельство, что техника приобретена и оплачена истцом в 2017 году (договор от 16.05.2017 № 75,
от 22.06.2017 № 300), а также приобретена и частично оплачена в 2017 году (договор от 25.07.2017 № 788, от 04.09.2017 № 1070-ПСХТ-12, от 30.11.2017
№ 1415-ПСХТ-12).

Обращаясь в арбитражный суд за взысканием убытков в размере непредоставленной субсидии, истец указал на то, что постановление Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291 вступило в законную силу с 16.07.2018, следовательно, внесенные им в Положение о предоставлении субсидии изменения должны применяться к правоотношениям, возникшим после 16.07.2018. Истец приобрел сельскохозяйственную технику в 2017 году и в соответствии с действовавшей на тот момент редакцией имел право обратиться за субсидией как в 2018, так и в 2019 году.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2021, иск удовлетворен: с Удмуртской Республики в лице министерства за счет казны Удмуртской Республики в пользу СПК «Коммунар» взыскано 4 563 631 рубль 69 копеек.

Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс).

При этом суды ссылались на следующее.

Поскольку сельскохозяйственная техника была приобретена истцом в 2017 году, следовало применять условия Положения о предоставлении субсидии, действовавшие до принятия постановления Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291.

Новые Правила о предоставлении субсидии в редакции от 16.07.2018 не имеют обратной силы и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до издания этой редакции.

Кроме того, суды сочли возможным применить к настоящему спору по аналогии толкование пункта 6 Положения о предоставлении субсидии на приобретение и модернизацию техники, оборудования предприятиям и организациям агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, сделанное Верховным Судом Российской Федерации в определении от 05.03.2019
№ 43-АПГ18-13.

Также суды пришли к выводу о доказанности материалами дела состава гражданского правонарушения: неправомерности действий министерства и наличия у истца убытков в результате таких действий.

Между тем судами не учтено следующее.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров
(за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Положение о предоставлении субсидии от 23.03.2015 № 120 было принято Правительством Удмуртской Республики в пределах полномочий, в соответствии с названными правовыми нормами.

Период приема заявок на получение субсидии в соответствии с условиями Положения в редакции от 15.05.2017 был установлен министерством с 18.05.2017 по 31.05.2017.

Кооператив приобрел сельскохозяйственную технику в мае-июле, сентябре, ноябре 2017 года, оплата произведена в мае, июле, августе, сентябре, декабре 2017 года, феврале, апреле, июне, сентябре 2018 года.

За получением субсидии кооператив обратился в июне, июле, августе 2019 года, когда Положение о предоставлении субсидии действовало в редакции от 16.07.2018.

Из редакции Положения о предоставлении субсидии, действовавшей до 16.07.2018, не следовало, что она могла породить у кооператива правомерные ожидания того, что субсидия будет предоставлена ему в соответствии с Положением в редакции от 15.05.2017, независимо от ее возможных изменений и момента обращения за субсидией.

Положение о предоставлении субсидии в редакции от 16.07.2018 было размещено на официальных сайтах Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики, и к моменту подачи документов на получение субсидии у кооператива была возможность ознакомиться с условиями предоставления субсидии в редакции Положения от 16.07.2018.

Судебная коллегия полагает, что у министерства отсутствовали основания для предоставления кооперативу субсидии, исходя из условий Положения в редакции от 15.05.2017.

Заявки кооператива были рассмотрены министерством и признаны необоснованными в связи с тем, что сельскохозяйственная техника была приобретена в 2017 году, а исходя из условий Положения в редакции от 16.07.2018, должна была быть приобретена в 2018 году или до 15.04.2019.

Отказ в предоставлении субсидии кооперативом не обжалован.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 23 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении и убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Истцом не доказана неправомерность действий министерства, а также причинно-следственная связь между действиями министерства и возникшими у истца убытками.

Вывод судов о наличии юридического состава для взыскания убытков не соответствует представленным доказательствам.

Судебная коллегия отклоняет довод представителя истца о преюдициальном значении для настоящего дела судебных актов, принятых по делам №№ А71-20476/2018 и А71-17134/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики, как не соответствующий части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия также считает, что суды необоснованно применили к обстоятельствам настоящего дела позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 05.03.2019 № 43-АПГ-18-13.

В названном определении указано следующее: истолкование органами исполнительной власти Удмуртской Республики на практике пунктов 6, 8 и 9 Положения о предоставлении субсидии (в редакции постановления правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291), в результате которого приобретение и модернизация техники, оборудования предприятиями и организациями агропромышленного комплекса на условиях предоставления субсидии на данные цели, действующих до принятия постановления правительства Удмуртской Республики от 16.07.2018 № 291, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, в случае если ее получатель не отвечает вновь введенным требованиям, не соответствует истолкованию оспариваемых норм Положения о предоставлении субсидии, выявленному судом с учетом места оспариваемого нормативного правового акта в системе нормативных правовых актов.

Между тем, как установлено судами, истцу было отказано в предоставлении субсидии ввиду того, что кооператив не соответствовал условиям, а не критериям предоставления субсидии, установленным в Положении в редакции от 16.08.2018.

Доводы кооператива, по мнению Судебной коллегии, не могут служить основанием для удовлетворения заявленного иска с учетом избранного истцом способа защиты нарушенного права.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что фактические обстоятельства спора судами установлены, однако допущено неправильное применение норм материального права, Судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в иске.

Руководствуясь статьями 167, 176, 29111–29115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 20.02.2021 по делу № А71-7667/2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.09.2021 по тому же делу отменить.

В иске сельскохозяйственному производственному кооперативу «Коммунар» отказать.

Председательствующий судья

М.В. Пронина

Судья

Судья

А.Г. Першутов

Д.В. Тютин