ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-10385/18 от 04.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС19-3267

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва4 апреля 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев  кассационную жалобу администрация города Хабаровска (далее –  администрация) на решение Арбитражного суда Хабаровского края 

от 06.08.2018 по делу  № А73-10385/2018, постановление Шестого  арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 и постановление  Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2018 по тому же делу 

по заявлению администрации о признании недействительным предписания  Комитета регионального государственного контроля и лицензирования  Правительства Хабаровского края (далее – комитет) от 28.05.2018   № П2018-02-0315, 

установила:

решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного  апелляционного суда от 10.10.2018 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 21.12.2018, в удовлетворении заявленного  требования отказано. 


В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на  существенные нарушения норм материального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс)  по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда  Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов, комитетом в отношении администрации  проведена внеплановая проверка, в ходе которой проведен осмотр  многоквартирного дома  № 37 по улице Красноармейской в городе Хабаровске  (далее – МКД) 1937 года постройки. При осмотре фасада указанного дома  выявлены разрушения штукатурного слоя фасада дома до основания,  отсутствие части кровельного покрытия над вторым подъездом, часть обшивки  фронтона вместе с карнизным свесов выгорела в результате пожара.  Стропильная система и элементы крыши повреждены. Квартиры  №№ 1, 3  выгорели в результате пожара. В указанных квартирах отсутствуют оконные  блоки.

По результатам проверки составлен акт, администрации выдано  оспариваемое предписание о необходимости принятия срочных мер по  расселению граждан, проживающих в названном дом, в соответствии с  действующим законодательством.


Не согласившись с предписанием, администрация обратилась в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями  198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьей 32 Жилищного  кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», Положением о признании помещения жилым  помещением, жилого помещения непригодным для проживания и  многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 

от 28.01.2006  № 47, Положением о Комитете регионального государственного  контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным  постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012  № 371-пр, и  исходили из того, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае  признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и  определение такого срока, который должен быть разумным, относится к  полномочиям органа местного самоуправления; на момент выдачи предписания  администрация не представила доказательств принятия мер по отселению  граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором  представляет реальную угрозу их жизни и здоровью; определенный  администрацией срок, установленный для отселения граждан, проживающих в  аварийном многоквартирном доме, – до 2025 года, признан комитетом и судами  неразумным, учитывая наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан  проживанием в помещениях дома до указанного срока.

При этом судами принято во внимание экспертное заключению  Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и  эпидемиологии в Хабаровском крае» от 23.03.2011  № 88, согласно которому  спорный многоквартирный дом не соответствует требованиям СанПиН  2.1.2.2645-10, износ дома составляет 76 процентов.


При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что  оспариваемое предписание соответствует нормам действующего  законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации.

Отклоняя довод о том, что нормами действующего законодательства не  определены сроки для отселения жильцов в случае признания дома аварийным,  суд округа указал, что отсутствие в законе срока, в течение которого  необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома  аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не освобождает орган  местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в  разумный срок.

Доводы администрации о неисполнимости предписания ввиду отсутствия  указания на конкретные меры судами также отклонены, поскольку разрешение  данного вопроса в установленном законом порядке в зависимости от развития  ситуации отнесено к компетенции администрации.

Согласно вступившему в законную силу решению Центрального  районного суда города Хабаровска от 02.11.2015 по делу  № 2-7139/15  администрация обязана издать распоряжение о дальнейшем использовании  спорного дома и о сроках отселения проживающих в доме физических лиц.

Иные приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения  судов и получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.

Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального  права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.

Переоценка доказательств и установленных судами фактических  обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской  Федерации не входит. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья

определила:


отказать администрации города Хабаровска в передаче кассационной  жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М.В. Пронина  Российской Федерации