ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 303-ЭС19-3267
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. ФИО1 апреля 2019 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу администрация города Хабаровска (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 06.08.2018 по делу № А73-10385/2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2018 по тому же делу
по заявлению администрации о признании недействительным предписания Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – комитет) от 28.05.2018 № П2018-02-0315,
установила:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.08.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.12.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, комитетом в отношении администрации проведена внеплановая проверка, в ходе которой проведен осмотр многоквартирного дома № 37 по улице Красноармейской в городе Хабаровске (далее – МКД) 1937 года постройки. При осмотре фасада указанного дома выявлены разрушения штукатурного слоя фасада дома до основания, отсутствие части кровельного покрытия над вторым подъездом, часть обшивки фронтона вместе с карнизным свесов выгорела в результате пожара. Стропильная система и элементы крыши повреждены. Квартиры №№ 1, 3 выгорели в результате пожара. В указанных квартирах отсутствуют оконные блоки.
По результатам проверки составлен акт, администрации выдано оспариваемое предписание о необходимости принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в названном дом, в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 28.01.2006 № 47, Положением о Комитете регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, и исходили из того, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления; на момент выдачи предписания администрация не представила доказательств принятия мер по отселению граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью; определенный администрацией срок, установленный для отселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, – до 2025 года, признан комитетом и судами неразумным, учитывая наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан проживанием в помещениях дома до указанного срока.
При этом судами принято во внимание экспертное заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 23.03.2011 № 88, согласно которому спорный многоквартирный дом не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, износ дома составляет 76 процентов.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации.
Отклоняя довод о том, что нормами действующего законодательства не определены сроки для отселения жильцов в случае признания дома аварийным, суд округа указал, что отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок.
Доводы администрации о неисполнимости предписания ввиду отсутствия указания на конкретные меры судами также отклонены, поскольку разрешение данного вопроса в установленном законом порядке в зависимости от развития ситуации отнесено к компетенции администрации.
Согласно вступившему в законную силу решению Центрального районного суда города Хабаровска от 02.11.2015 по делу № 2-7139/15 администрация обязана издать распоряжение о дальнейшем использовании спорного дома и о сроках отселения проживающих в доме физических лиц.
Иные приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены.
Существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу норм статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не входит.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
отказать администрации города Хабаровска в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда М.В. Пронина Российской Федерации