ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-10767/2021 от 11.05.2022 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 303-ЭС22-5298

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационные жалобы Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее – министерство), общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания», Правительства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.09.2021 по делу № А73-10767/2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2022 по тому же делу

по заявлению Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – комитет) к Департаменту лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу (далее – департамент) о признании недействительным пункта 1 предписания от 05.05.2021 № 11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства промышленности Хабаровского края, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг России), общества с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания» (далее – общество), Правительства Хабаровского края (далее – правительство),

установила:

решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят принятые судебные акты отменить, ссылаясь на незаконность судебных актов, существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалоб отсутствуют.

Как следует из судебных актов, общество «Восточная торговая компания» (далее – общество) в 2016 году подготовило концепцию инвестиционного проекта «Создание комплексного деревообрабатывающего предприятия», который предусматривал потребность в исходном сырье для нового производства в объеме 186 тыс. куб м покупной древесины и 136,6 тыс. куб. м древесины с лесных участков, представляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 21.02.2017 № 87-рп заявка общества на реализацию инвестиционного проекта утверждена.

Заявка содержала перечень из семи лесных участков с ежегодным объемом изъятия древесины 136, тыс. куб м и была согласована Рослесхозом 07.12.2017.

Приказом Минпромторга России от 26.05.2017 № 1673 инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов со следующими основными характеристиками: объем расчетной лесосеки 136,6 тыс. куб. м; объем потребляемого сырья 322,6 тыс. куб. м.

В целях реализации инвестиционного проекта Управлением лесами Правительства Хабаровскоьго края (прежнее наименование комитета) и обществом заключены договоры аренды лесных участков для заготовки древесины от 11.07.2017 №№2937/2017, 2938/2017, 2939/2017, 2940/2017, 2941/2017, 2942/2017, 2943/2017 сроком на 49 лет с общим установленным ежегодным объемом изъятия древесины 136,6 тыс. куб. м на лесных участках общей площадью 248 560,3 га.

08.03.2018 вступило в силу Положение о подготовке и утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 (далее – Положение № 190), в рамках которого Правительством Хабаровского края издано распоряжение от 09.08.2018 № 500-рп об утверждении заявки общества на внесение изменений в проект, которым утвержден перечень лесных участков, дополнительно выделяемых обществу для реализации проекта. Выделено пять участков общей площадью лесного фонда 69 922,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м.

К 2019 году обществом внесены изменения в Концепцию инвестиционного проекта: объем потребляемого сырья увеличен до 359,7 тыс. куб. м, допустимый ежегодный объем изъятия древесины (расчетная лесосека) - до 174,5 тыс. куб. м. В дополнение к ранее заявленным семи участкам, по которым уже были заключены договоры аренды, указан перечень дополнительных пяти участков с совокупным объемом изъятия древесины 37,9 тыс. куб. м. Договоры аренды новых лесных участков заключены.

Приказом Минпромторга России от 30.06.2019 № 2803 «О внесении изменений в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов» на основании пункта 29 Порядка № 190 внесены соответствующие изменения в инвестиционный проект.

Общество 07.05.2020 направило Губернатору Хабаровского края заявление о внесении и изменений в перечень лесных участков, выделенных для реализации инвестиционного проекта в части выделения дополнительных участков в объемах, не превышающих утвержденный годовой объем потребности в древесном сырье.

Распоряжениями Правительства Хабаровского края от 05.08.2020 № 803-рп, от 14.10.2020 № 1102-рп со ссылкой на статью 22 и пункт 31 Положения № 190 на основании заявлений общества от 07.05.2020, от 07.09.2020 внесены изменения в распоряжение правительства 09.08.2018 № 500-пр, в том числе в перечень лесных участков, дополнительно выделяемых для инвестиционного проекта, с изложением его в новой редакции, общей площадью лесного фонда 359 643,1 га с ежегодным объемом изъятия древесины - 180,7 куб. м и общей площадью лесного фонда 379 959,7 га с ежегодным объемом изъятия древесины - 177,1 тыс. куб. м, соответственно.

Во исполнение названных распоряжений комитетом с обществом дополнительно без проведения торгов заключены договоры аренды лесных участков от 01.09.2020 № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 № 2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020.

На основании приказов от 05.03.2021 № 49-п, от 24.03.2021 № 75-п, от 30.03.2021 № 82-п департаментом во исполнение пункта 8 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. от 22.07.2020 № ВА-П11-51пр в отношении комитета проведена внеплановая выездная и документарная проверка, в ходе которой изучены договоры аренды лесных участков для целей заготовки древесины на территории Хабаровского края в отношении трех арендаторов, в том числе и общества.

По результатам проверки в адрес комитета выдано предписание от 05.05.2021 № 11/2021 «Об устранении выявленных нарушений при исполнении органом государственной власти Хабаровского края переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», в пункте 1 которого, со ссылкой на статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 31 Положения № 190 указано на недопустимость и необходимость прекращения использования лесов на лесных участках, предоставленных в пользование арендатору - обществу, по последним шести договорам аренды; предписано в срок до 02.08.2021: обеспечить принятие мер, направленных на расторжение договоров аренды лесных участков, заключенных в целях заготовки древесины от 01.09.2020 № 3185/2020, от 16.10.2020 № 3213/2020, от 21.10.2020 № 2853/2020, от 05.11.2020 № 3221/2020, от 20.11.2020 № 3227/2020, от 27.11.2020 № 3228/2020.

Несогласие с пунктом 1 предписания послужило основанием для обращения комитета в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались положениями статей 10, 25, 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 7, 25, 28, 29, 30, 31 Положения № 190, Порядком исчисления расчетной лесосеки, утвержденным приказом Федерального агентства Лесного хозяйства от 27.05.2011 № 191, пришли к выводу о наличии у департамента полномочий на проведение контроля в отношении комитета и на выдачу предписания в случае выявленных нарушений; комитет, не вправе был заключать с обществом спорные договоры лесных участков без проведения торгов. Включение в инвестиционный проект дополнительных лесных участков является изменением его условий. Внесение изменений в инвестиционный проект в силу пункта 30 Положения № 190 возможно не более одного раза при реализации инвестиционного проекта стоимость не более 1,5 млрд. рублей. Таким правом общество воспользовалось.

Основания для внесения изменений в инвестиционный проект в соответствии с пунктом 31 Положения № 190 судами не установлены.

При этом суды отметили, что департамент оспариваемым пунктом предписания не расторг рассматриваемые договоры и не вмешался в гражданско-правовые отношения сторон, а лишь указал на наличие нарушений, которые необходимо устранить.

Приведенные заявителями доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела или допущенной судебной ошибке, направлены на переоценку установленных обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве, в связи с чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Поскольку настоящим определением отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и кассационное производство окончено, оснований для удовлетворения ходатайства министерства о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью «Восточная торговая компания», Правительству Хабаровского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина