ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-15184/19 от 23.03.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 303-ЭС21-1688

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2020 по делу № А73-15184/2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2020 по тому же делу

по заявлению акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» (далее - общество, авиакомпания) к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (далее – министерство) о признании незаконными действий по направлению обращений от 09.04.2019 № 01-02-01/1262, от 13.06.2019 № 02-02-01/220 в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для рассмотрения в ходе очередного тарифного регулирования и учета при подготовке экспертного заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края, субсидируемых из краевого бюджета и осуществляемые авиакомпанией, взамен решения вопроса о перечислении субсидии в размере 38 194 917 руб. в установленный срок,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – комитет),

установила:

решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.11.2020, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Министерство указывает, что судами не учтены нормы Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края в пригородном и межмуниципальном сообщении, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29.01.2008 № 25-пр (далее – Порядок № 25-пр), не исследованы обстоятельства дела, в том числе свидетельствующие о том, что понесенные обществом расходы, являются учтенными комитетом при установлении тарифов.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, между министерством и авиакомпанией заключен договор от 28.04.2018 № 12 о выполнении регулярных перевозок на местной воздушной линии Хабаровск - Николаевск-на-Амуре – Хабаровск, согласно которому авиакомпания взяла на себя обязательства осуществлять в 2018 году регулярные воздушные перевозки на субсидируемом из краевого бюджета маршруте воздушного транспорта - Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Хабаровск по тарифам, согласованным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края; соглашение от 28.04.2018 № 13 о предоставлении из краевого бюджета субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с оказанием услуг по транспортному обслуживанию населения Хабаровского края на субсидируемых маршрутах воздушного транспорта.

Авиакомпания обратилась в министерство с заявлениями от 09.04.2019 № 01-02-01/1262, от 13.06.2019 № 02-02-01/220 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат за 2018 в размере 38 194 917 руб., приложив отчет об оказанных транспортных услугах на субсидируемых из краевого бюджета маршрутах воздушного транспорта за 2018 год по форме приложения № 5, расчеты и материалы, подтверждающие фактические расходы.

Письмом от 03.06.2019 № 05.2.16-3499 министерство сообщило, что обращение с прилагаемыми документами направлено в комитет для рассмотрения в ходе очередного тарифного регулирования и учета при подготовке экспертного заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края, субсидируемых из краевого бюджета. В письме дано пояснение о том, что возмещение некомпенсированных затрат будет производиться с учетом данного экспертного заключения и решения вопроса об увеличении бюджетных ассигнований на субсидирование авиаперевозок.

Полагая, что действия министерства не соответствуют требованиям действующего законодательства, общество обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив представленные доказательства, принимая во внимание положения программы Хабаровского края «Развитие транспортной системы Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05.05.2012 № 146-пр, проанализировав положения пунктов 1.2, 1.3, 2.14, 2.15, 2.16.1, 2.16.2, 2.18.1, 2.18.2, 2.19, 2.20 Порядка № 25-пр в их взаимной связи и системном толковании, пришли к выводу о незаконности действий министерства по направлению спорных обращений авиакомпании в комитет для рассмотрения в ходе очередного тарифного регулирования и учета при подготовке экспертного заключения о проведенной экспертизе экономической обоснованности расчетных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях Хабаровского края, субсидируемых из краевого бюджета, нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые препятствуют в реализации обществу прав на получение субсидии на возмещение части затрат при осуществлении воздушных перевозок по социально значимым маршрутам с регулируемыми тарифами.

Суды исходили из того, что при определении размера субсидии на возмещение части затрат в связи с оказанием транспортных услуг на субсидируемых маршрутах учитываются фактические произведенные расходы получателя, которыми согласно Порядку № 25-пр являются расходы учтенные комитетом при установлении тарифа на транспортные услуги в году предоставления субсидии или на год, следующий за годом предоставления субсидии.

Для этого министерство в соответствии с пунктом 2.16.2 Порядка N 25-пр в течение одного рабочего дня со дня регистрации документов, указанных в пункте 2.15 Порядка № 25-пр, запрашивает в комитете в рамках межведомственного взаимодействия сведения об объеме фактически произведенных расходов получателя, указанных в абзаце втором пункта 2.15, учтенном комитетом при установлении (согласовании) тарифа на транспортные услуги по субсидируемым маршрутам в году предоставления субсидии или в году, следующем за годом предоставления субсидии.

Комитет представляет в министерство сведения о фактически произведенных расходах получателя в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления запроса.

Министерство в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о фактически произведенных расходах получателя рассматривает документы, представленные получателем в соответствии с пунктом 2.15 Порядка № 25-пр, а также документы, полученные министерством посредством межведомственного взаимодействия, и по результатам их рассмотрения принимает одно из решений, указанных в пунктах 2.18.1 и 2.18.2 Порядка № 25-пр предоставления субсидии.

При таких обстоятельствах суды признали, что Порядок № 25-пр не предусматривает перенаправление министерством заявки получателя субсидии о предоставлении субсидии на возмещение части затрат с приложенными к ней документам в адрес комитета.

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию министерства, которая исследовалась в судебном разбирательстве и мотивированно отклонена.

Несогласие министерства с данными выводами, иная оценка им фактических обстоятельств дела не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В связи с отказом в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, ходатайство министерства о приостановлении исполнения постановления суда округа остается без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровска краяв передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина