ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А78-19615/17 от 21.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 302-ЭС19-9577

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва21 мая 2019 г

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив  кассационную жалобу от 29.04.2019 Министерства финансов Российской  Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Забайкальскому  краю (далее – УФК по Забайкальскому краю) на решение Арбитражного суда  Забайкальского края от 27.08.2018 по делу  № А78-19615/2017, постановление  Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.03.2019 по тому же делу

по иску муниципального образования городской округ «Город Чита» в  лице Администрации городского округа «Город Чита» Забайкальского края  (далее также - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства  финансов Российской Федерации о взыскании 12 424 126 рублей 49 копеек  убытков, возникших в связи с оказанием муниципальными дошкольными  образовательными учреждениями города Читы услуг по присмотру и уходу за  детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения  родителей, и детьми с туберкулезной интоксикацией,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, - Комитета образования администрации  городского округа «Город Чита» Забайкальского края,

установила:


решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27.08.2018,  оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного  апелляционного суда от 28.11.2018 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 13.03.2019, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, УФК по Забайкальскому краю ссылается на нарушение судами  норм материального и норм процессуального права и в связи с этим ставит  вопрос об отмене указанных судебных актов.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы  судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе  в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные  в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят  подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как усматривается из судебных актов, в 2014-2016 гг. муниципальное  образование городской округ «Город Чита» как учредитель муниципальных  дошкольных образовательных учреждений г. Читы несло расходы по оплате  оказываемых ими услуг при осуществлении присмотра и ухода за детьми- инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения  родителей, детьми с туберкулезной интоксикацией.

Поскольку оказание льгот данной категории воспитанников не отнесено к  вопросам местного значения в сфере образования и названные расходы влекут  возникновение убытков, муниципальное образование городской округ «Город  Чита» обратилось в суд с иском по настоящему делу.

Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 15, 16, 1069  Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 65 Федерального  закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996  № 159-ФЗ «О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей», статьями 6, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999  №  184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации».


Суды исходили из того, что финансирование соответствующих расходов  на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми с туберкулезной  интоксикацией, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, детьми, оставшимися  без попечения родителей, является расходным обязательством Российской  Федерации, поскольку освобождение родителей (законных представителей)  данных детей от родительской платы за такие услуги, оказываемые  дошкольными образовательными учреждениями, установлены федеральным  законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения) субъектов  Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств  региональных бюджетов.

Расчет убытков, представленный администрацией, проверен судами и  признан обоснованным.

Доводы кассационной жалобы о том, что оказание льгот по оплате за  услуги по присмотру и уходу в дошкольных образовательных организациях  подлежит финансированию за счет средств бюджета Забайкальского края, об  отсутствии незаконный действий (бездействия) Российской Федерации по  причинению вреда, о пропуске срока давности по части заявленных требований  администрации повторяют позицию ответчика по настоящему делу, которая  исследовалась судами нижестоящих инстанций и получила надлежащую  оценку. Выводы судов основаны на правильном применении норм  материального и норм процессуального права, несогласие с ними казначейства  о допущенном судами нарушении не свидетельствует.

Оснований для отмены либо изменения судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Министерству финансов Российской Федерации в лице  Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации