ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А83-12308/19 от 08.09.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 310-ЭС20-11654

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2020 по делу № А83-12308/2019 Арбитражного суда Республики Крым

по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым (далее - истец, министерство) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Надежда» (далее - ответчик, общество) субсидии в сумме 113 600 рублей по соглашению № 659-р, в сумме 306 190 рублей 75 копеек по соглашению № 753-р, 4 768 069 рублей 42 копеек по соглашению № 1003-р,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 03.06.2020 судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, в удовлетворении искового заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить постановление суда округа, оставить в силе решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов и установлено судами, министерством и обществом заключены соглашения от 16.10.2018 № 659-р, от 10.12.2018 № 1003-р, от 22.10.2018 № 753-р о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашения).

Предметом указанных соглашений являлось предоставление министерством, как главным распорядителем бюджетных средств субсидии из средств бюджета Республики Крым получателю субсидии - обществу на возмещение части затрат за приобретенное дизельное топливо, использованное, в том числе, на проведение уборки полевых культур урожая 2018 года, а также на приобретение семян.

В общей сумме общество получило субсидии из средств бюджета Республики Крым в размере 5 187 860 рублей 17 копеек.

В соответствии с подпунктом 2.1.6 пункта 2.1 раздела 2 соглашений получатель субсидии обязуется предоставлять в ГБУ РК «Крымский информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса» отчеты о финансово-экономическом состоянии и другие отчеты в сроки, установленные Главным распорядителем.

На основании подпункта 2.1.4. пункта 2.1. раздела 2 соглашений получатель субсидии обязуется обеспечить возврат субсидии в бюджет Республики Крым за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии в случаях, порядке и сроки, установленные Порядком предоставления субсидий на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 № 62 (далее - Порядок № 62) и Порядком предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2020 годы, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 № 61 (далее - Порядок № 61).

Письмом от 13.05.2019 № 279 ГБУ РК «Крымский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» проинформировало министерство о непредставлении обществом отчетов о финансово-экономическом состоянии в установленные в соглашениях сроки.

Требования министерства о возврате предоставленных субсидий обществом не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что принятие обществом обязанностей по предоставлению отчетов является одним из условий получения субсидий. Нарушение условий предоставления субсидий влечет обязанность обеспечить возврат субсидии в бюджет Республики Крым.

Отменяя судебные акты и отказывая в удовлетворении иска, суд округа, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком № 61 и № 62, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований министерства.

Суд округа указал, что предоставление отчетности имеет своей задачей способствовать контролю уполномоченным органом за выполнением получателем субсидии показателя результативности ее использования. Недостижение результативности предоставления субсидии является самостоятельным основанием требования о возврате субсидии в бюджет, между тем, указанное основание министерством не заявлялось, достижение показателей результативности не оспаривалось.

Таким образом, поскольку непредставление отчетности в установленные соглашениями сроки не является нарушением условий и порядка предоставления субсидии, указанное нарушение не может служить основанием для применения такой санкции как возврат субсидии.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда округа, не опровергают его выводов, не подтверждают существенных нарушений норм права, повлиявших на исход дела, что не может служить основанием для передачи кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Нарушений судом округа процессуальных норм, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Министерству сельского хозяйства Республики Крым в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.К. Антонова