ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А83-13353/19 от 18.10.2021 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 293-ПЭК21

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г., изучив надзорную жалобу Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2021 № 310-ЭС20-22195, вынесенное по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Мясокомбинат «ДРУЖБА НАРОДОВ» (далее – общество) на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.10.2020 по делу № А83-13353/2019 Арбитражного суда Республики Крым,

установила:

общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – антимонопольный орган) от 30.04.2019 № 078/04/14.49-8/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а также решения ФАС России от 02.07.2019.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.12.2019 заявление общества удовлетворено.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда
от 23.06.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.10.2020, решение суда первой инстанции отменено. Оспариваемое постановление антимонопольного органа изменено в части размера назначенного наказания в виде административного штрафа, который снижен до 350 000 руб. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2021 постановления от 23.06.2020 и 01.10.2020 отменены, решение от 04.12.2019 оставлено в силе.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФАС России, ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить определение Судебной коллегии от 25.05.2021 и оставить в силе постановления судов апелляционной и кассационной инстанций.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 308.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения надзорной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора предусмотрены статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К ним относится нарушение обжалуемым судебным постановлением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Изучив изложенные в надзорной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации не находит таких оснований.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей
14.49 КоАП РФ, поскольку поставленная обществом по государственному контракту для нужд войск национальной гвардии Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа на 2018 год икра из кабачков не является оборонной продукций.

Апелляционный суд, ссылаясь на положения Федерального закона
от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», пришел к выводу о том, что икра из кабачков является оборонной продукцией, поскольку поставка этой продукции произведена обществом по государственному контракту в рамках государственного оборонного заказа. На основании изложенного, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.49 КоАП РФ, снизив при этом в соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер назначенного обществу штрафа до 350 000 рублей.

Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.

Отменяя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, Судебная коллегия руководствовалась статьями 1.5, 2.1, 14.49, 14.55 КоАП РФ, ГОСТ РВ 0101-003-2018 «Продукция оборонная. Термины и определения» и исходила из того, что икра из кабачков является продуктом питания,
не изготавливалась по технической документации заказчика для военных нужд или военных и гражданских нужд в едином исполнении, в связи с чем ее невозможно отнести к военной продукции или продукции двойного назначения.

Коллегией отмечено, что из условий государственного контракта также не следует, что поставляемые продовольственные товары являются оборонной продукцией.

Судебная коллегия указала на то, что положения статьи 14.49 КоАП РФ и статьи 14.55 КоАП РФ разграничивают административную ответственность в отношении оборонной продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, и товаров, поставляемых по государственному контракту по государственному оборонному заказу. Одного того обстоятельства, что продовольственные товары поставлялись по государственному контракту в рамках государственного оборонного заказа недостаточно для признания любой такой продовольственной продукции оборонной.

С учетом изложенного Судебная коллегия обоснованно признала правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества состава административного правонарушения.

При изучении жалобы не установлено неправильного применения Судебной коллегией норм материального и процессуального права. Несогласие заявителя с выводами суда не свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра дела в порядке надзора.

Руководствуясь статьями 308.4 и 308.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Г.Г. Кирейкова