ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А84-265/2016 от 23.05.2018 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -КГ18-5215

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23.05.2018

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью «Каскад Инвестментс» на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 (судьи Остапова Е.А., Оликова Л.Н., Тарасенко А.А.) и постановление Арбитражного суда Центрального округа
от 24.01.2018 (судьи Солодова Л.В., Бутченко Ю.В., Леонова Л.В.) по делу
№ А84-265/2016 Арбитражного суда города Севастополя,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад Инвестментс» (далее – Общество) и Украине в лице Министерства обороны Украины о признании недействительными договоров купли-продажи от 02.09.2006, заключенных между Центральным специализированным строительным управлением Министерства обороны Украины, в лице заместителя директора филиала Центрального специализированного строительного управления (Хозрасчетного) ЦССУ – «Укроборонстрой» и Обществом, удостоверенных частным нотариусом И.Д.Бойко и зарегистрированных в реестре № 4556 и № 4563, недвижимого имущества военного городка № Б-42, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное.

В свою очередь, Общество предъявило встречные требования к Российской Федерации, в лице Правительства Российской Федерации о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на здания, строения и сооружения военного городка № Б-42, расположенного в
г. Севастополе на 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное; признании недействительными следующих свидетельств о праве собственности: регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-565/2 от 09.11.2015 на здание овощехранилища, кадастровый номер 91:01:066001:42, площадью
73 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-581/2
от 09.11.2015 на здание уборной, кадастровый номер 91:01:066001:43, площадью 3 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-580/2 от 09.11.2015 на здание КПП, кадастровый номер 91:01:066001:69, площадью 4,90 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-579/2
от 09.11.2015 на здание уборной, кадастровый номер 91:01:066001:31, площадью 25 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-575/2 от 09.11.2015 на здание склада-ледника, кадастровый номер 91:01:066001:32, площадью 9 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-574/2 от 09.11.2015 на служебное здание, кадастровый номер 91:01:066001:33, площадью 168 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-572/2 от 09.11.2015 на здание казармы, кадастровый номер 91:01:066001:41, площадью 640 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-571/2 от 09.11.2015 на здание ТП, кадастровый номер 91:01:066001:45, площадью 32 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-570/2 от 09.11.2015 на здание бани-котельной, кадастровый номер 91:01:066001:38, площадью 103 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-569/2 от 09.11.2015 на здание медпункта, кадастровый номер 91:01:066001:34, площадью 56 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-567/2 от 09.11.2015 на здание сарая, кадастровый номер 91:01:066001:37, площадью 11 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-566/2
от 09.11.2015 на здание гаража, кадастровый номер 91:01:066001:36, площадью 208 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-562/2
от 09.11.2015 г на здание насосной, кадастровый номер 91:01:066001:44, площадью 34 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-56/2 от 09.11.2015 на здание гаража, кадастровый номер 91:01:066001:40, площадью 146 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-558/2
от 09.11.2015 на здание мастерская, кадастровый номер 91:01:066001:29, площадью 108 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/20 к 5-560/2 от 09.11.2015 на здание столовой, кадастровый номер 91:01:066001:30, площадью 246 кв. м; регистрационная запись № 91-91/001-91/001/084/2015-553/2 от 09.11.2015 на служебное здание, кадастровый номер 91:01:066001:35, площадью 603 кв. м; регистрационная запись 91-91 /001-91/001/107/2015-626/2 от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:55, площадью 17,50 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-620/2 от 09.02.2016 на штольню, кадастровый номер 91:01:066001:53, площадью 2882,20 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-622/2
от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:54, площадью 224,30 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-634/2 от 09.02.2016 г на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:65, площадью 8,40 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-637/2 от 09.02.2016 на склад, кадастровый номер 91:01:066001:63, площадью
42,30 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-639/2
от 09.02.2016 на здание ТП, кадастровый номер 91:01:066001:64, площадью 39,20 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-633/2
от 09.02.2016 на здание КПП, кадастровый номер 91:01:066001:62, площадью 9,40 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-628/2
от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:59, площадью 82 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-635/2
от 09.02.2016 на здание склада, кадастровый номер 91:01:066001:57, площадью 70,10 кв. м; регистрационная запись 91-91/001-91/001/107/2015-631/2
от 09.02.2016 на нежилое здание, кадастровый номер 91:01:066001:56, площадью 51,50 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 91:01:058001:7 (предыдущий номер 8536400000:58:001:0013), площадью
183 558 кв. м. Правообладатель - Севастопольская квартирно-эксплуатационная часть морская, вид права - постоянное (бессрочное) пользование на основании государственного акта на право собственности на земельный участок
от 23.04.2007 серия ЯЯ N 895077 и признании за обществом право собственности на указанные объекты.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15.03.2017 в удовлетворении основного и встречного исков отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда
от 25.07.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24.01.2018, решение суда первой инстанции от 15.03.2017 отменено в части отказа в удовлетворении требований Министерства: судом апелляционной инстанции признаны недействительными договоры купли-продажи от 02.09.2006; в остальной части решение суда первой инстанции от 15.03.2017 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на пропуск Министерством срока исковой давности по первоначальному иску, ссылаясь на  статью 1208 ГК РФ, согласно которой  исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

Поскольку предметом иска выступают сделки, заключенные до 18.03.2014, применению подлежат нормы материального права Украины.

Так, статьями 256, 257 ГК Украины, установлено, что исковая давность это срок, в границах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса. Общая исковая давность составляет  три года.

По общему правилу, начало исчисления срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило (часть 1 статьи 261 ГК Украины).

Согласно статье 267 ГК Украины исковая давность применяется судом лишь по заявлению стороны в споре, сделанной до вынесения им решения. Пропуск исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для отказа в иске. Если суд признает уважительными причины пропуска исковой давности, нарушенное право подлежит защите.

Статьей 262 ГК Украины установлено, что изменение стороны в обязательстве не изменяет порядка исчисления и течения исковой давности (аналогичная норма содержится в статье 201 ГК РФ).

Таким образом, срок исковой давности в настоящем деле следует исчислять не с момента, когда Министерству стало известно о нарушении права, а с момента, когда о нарушении права должно было узнать государство Украина в лице Министерства обороны Украины, заключившего спорные договоры купли-продажи и являющееся первоначальным обладателем права.

Заявитель настаивает, что судами рассмотрены не все заявленные требования, а также, что обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых судебных актов, на земельном участке военного городка № Б-42 площадью 18,3558 га, находится 18 объектов недвижимости, построенных за счет сил и средств Вооруженных сил СССР.

Согласно свидетельству от 05.03.2005, собственником всех зданий, строений, сооружений военного городка Б-42, расположенного в Севастополе на 30-м километре автодороги Танковое оборонное являлось Государство Украина в лице Министерства обороны Украины, а находилось имущество на балансе Севастопольской КЭЧ (морской) на праве государственной собственности.

Распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 № 299-р, с учетом дополнений от 11.06.2003 и 28.07.2004, был утвержден перечень недвижимого военного имущества Вооруженных Сил, которое предлагается к отчуждению.

Согласно пунктам 39-49 указанного перечня, в него включены и объекты военного городка № Б-42.

Согласно протоколу от 22.08.2006 № 15 заседания постоянно действующей комиссии при Департаменте строительства Министерства обороны Украины, Общество признано победителем в конкурсе по строительству жилья для военнослужащих и членов их семей на территории военного городка № 42, г. Севастополь, с. Оборонное, площадью около 5,9 га., в связи с чем, 23.08.2006 между Министерством обороны Украины и Обществом заключен договор № 227/ДБ-19 СПЗ о совместной деятельности (без объединения вкладов участников) по строительству комплекса жилых домов с объектами социальной инфраструктуры и встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового, торгового и административного назначения ориентировочной площадью 45 483,2 кв. м согласно проектно-сметной документации, на земельных участках Министерства обороны Украины (п. 2.1 договора).

При этом вкладом Министерства обороны Украины является право пользования земельным участком, которое оценивается в 10 000 000 гривен, а вкладом Общества- финансирование строительства, в сумме
25 000 000 гривен (п. п. 3.2.1, 3.2.2 договора, п. п. 1, 2 дополнительного соглашения).

В соответствии с п. 5.1. договора после введения объекта в эксплуатацию Министерство обороны Украины получает квартиры, общая площадь которых равна вкладу; Общество получает квартиры и нежилые помещения бытового, торгового и административного назначения, общая площадь которых также равна вкладу.

Стороны 30.08.2006 заключили дополнительное соглашение
№ ДУ-1/19СПЗ к данному договору, по условиям которого Общество перечисляет Министерству обороны Украины 5 910 000 гривен,
2 240 000 гривен, 1 700 000 гривен и 150 000 гривен. Министерство обороны Украины обязуется передать Обществу право пользования земельным участком, который расположен в с. Оборонное, г. Севастополь (военный городок № Б 42) (п. 6 соглашения).

Согласно п. 8 соглашения, исполнение сторонами обязательств по передаче денежных средств и права пользования на земельный участок является основанием для отмены обязательств по договору от 23.08.2006
№ 227/ДБ-19СПЗ.

Между Государством Украина в лице Министерства Обороны Украины, от имени которого действовало Центральное специализированное строительное управление (продавец) и Обществом 02.09.2006 заключены договоры купли-продажи недвижимого военного имущества – строений, зданий, сооружений военного городка № Б-42, находящихся по адресу: г. Севастополь,
30-й км. Автодороги Танковое-Оборонное № 1 (бывший военный городок Б-42) удостоверенные частным нотариусом И.Д.Бойко и зарегистрированные в реестре за № 4556 и № 4563.

Недвижимое имущество, согласно п. 1.3 договоров, расположено на земельном участке, предоставленном для нужд Вооруженных Сил. Земельные отношения покупатель разрешает самостоятельно собственными силами и за собственный счет согласно действующему законодательству Украины при содействии бывшего владельца имущества (п. 4.6).

В соответствии с пп. «г» п. 5.2 договоров продавец обязан по просьбе покупателя отказаться от права пользования земельными участками, которые находятся под недвижимостью, и земельными участками, необходимыми для обслуживания недвижимости в пользу покупателя и согласовать возможность пользования указанными земельными участками покупателем (в случае такой необходимости).

Договоры купли-продажи прошли государственную регистрацию 08.09.2006, а имущество передано покупателю по актам приема-передачи
от 07.09.2006.

Во исполнение договора от 23.08.2006 № 227/ДБ-19 СПЗ и дополнительных соглашений к нему от 30.08.2006 № ДУ-1/19СПЗ,
№ 24/06-06, договоров № 4563 и № 4556 от 02.09.2006, Общество перечислило Министерству обороны Украины 10 340 000 гривен, что подтверждается находящимися в материалах дела платежными поручениями.

Полное исполнение обязательств по данным договорам стороны подтвердили актом от 15.09.2006.

Министерство обороны Украины, в свою очередь, письмом от 14.09.2006 № 220/3554 дало согласие на прекращение права пользования земельным участком военного городка № Б-42 по адресу: г. Севастополь, с. Оборонное и смену его целевого назначения с дальнейшим выделением под строительство в установленном законом порядке Обществу. Севастопольская КЭЧ Морская отказалась от права постоянного пользования земельным участком площадью 18,3558 га, согласно государственному акту серия ЯЯ N 395077 и обязалась снести строения и сооружения, которые не вошли в предмет договоров купли-продажи недвижимого военного имущества военного городка.

Земельный участок включает в себя обременения: охранную зону ЛЭП площадью 0,7643 га и ограничение прав на земельный участок площадью 0,9220 га - дорога общего пользования для свободного прохода и проезда граждан и юридических лиц и фактически представляет собой единый земельный участок, состоящий из западного и восточного крыла, соединенных дорогой общего пользования.

Решением Севастопольского городского совета от 12.06.2007 № 2246 дано согласие Обществу на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 18,3558 га, в районе с. Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное для строительства и обслуживания рекреационного комплекса, который впоследствии согласован со всеми службами.

Между территориальной громадой г. Севастополя в лице Севастопольского городского Совета и Обществом 22.10.2007 заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 17,4338, находящегося в городе Севастополе, Балаклавский район, 30-31 км автомобильной дороги Танковое- Оборонное N 1, целевое назначение – для строительства и обслуживания рекреационного комплекса.

В соответствии с  государственным актом от 15.11.2007, Общество является собственником вышеуказанного земельного участка, с целевым назначением – для строительства и обслуживания рекреационного комплекса. Земельный участок фактически состоит из пяти земельных участков площадью 8,0738 га, 6,5228 га, 2,5087 га, 0,2632 га, 0,0653 га.

Согласно инвентаризационной ведомости казарменно-жилищного фонда Севастопольской КЭЧ (морской) по состоянию на 01.01.2012 объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке находятся на балансе Севастопольской КЭЧ Морской.

Между Городом федерального значения Севастополь (ссудодатель) и федеральным казенным учреждением «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» 25.06.2014 заключен договор
№ 8/166ОМИС, по условиям которого последнему на праве безвозмездного пользования передано имущество, в том числе, военный городок № Б-42, расположенный в г. Севастополе, пос. Оборонное, 30-31 км. Автодороги Танковое оборонное, земельный участок, площадью 18,3558 га и 16 расположенных на нем зданий.

Из кадастрового паспорта от 27.10.2014 № 91/12/14-7369 следует, что на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 91:01:058001:7 (предыдущий номер 8536400000:58:001:0013), площадью
183558 кв. м, расположенный в г. Севастополе в районе с. Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое-Оборонное Балаклавского района г. Севастополя, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Севастопольской квартирно-эксплуатационной части (морской) на основании государственного акта на право собственности на земельный участок
от 23.04.2007 серия ЯЯ № 895077.

На основании письма Министерства от 19.03.2015 и в соответствии с Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» имущество, в том числе, военный городок № Б-42, расположенный в г. Севастополе, пос. Оборонное,
30-31 км автодороги Танковое – оборонное, площадь земельного участка 18,3558 га, количество зданий – 16 штук, передано в федеральную собственность.

Все спорное имущество зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией, что подтверждается находящимися в материалах дела свидетельствами о государственной регистрации права.

В материалы дела представлены кадастровые паспорта за август-сентябрь 2015 года в отношении указанных объектов недвижимости  с указанием отнесения имущества к военному городку № Б-42 по ГП № 19, собственником значится  Российская Федерация.

Обществом представлены кадастровые паспорта в отношении имущества, приобретенного им по договорам от 02.09.2006, в которых названное лицо значится собственником имущества.

При этом Обществом представлены письма Министерства обороны Украины от 10.05.2016 и 02.02.2017, из которых следует, что имущество военного города Б-42 отчуждено правомерно и претензии к приобретателю отсутствуют в связи с полной оплатой по договорам купли-продажи
от 02.09.2006.

Третьим лицом по делу – ФГКУ Крымское ТУИО представлен договор
от 15.09.2016 № 141/8/13БД о предоставлении части объектов недвижимого имущества, расположенных по адресам: г. Севастополь, 31-й км автодороги Танковое-Оборонное, № 1 /с. Оборонное, 30-31 км автодороги Танковое - Оборонное (военный городок № Б-42) в безвозмездное пользование Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю. Сохранность спорных объектов в натуре подтверждается актом экспертного исследования от 18.03.2016.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения сторон в суд с самостоятельными требованиями.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции правомерно исходили из того, что полномочия подписавшего спорные договоры 02.09.2006 от имени Министерства обороны Украины руководителя Центрального специализированного строительного управления (хозрасчетного) ЦССУ «Укроборонстрой» ограничены, и указанное лицо имеет право совершать сделки по отчуждению имущества Вооруженных Сил Украины, списанного в установленном законом порядке.

Министерство обороны производит отчуждение имущества в соответствии с Положением о порядке отчуждения и реализации военного имущества, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины
от 28.12.2000 № 1919 и внесенного в перечень имущества, подлежащего отчуждению.

Судами  установлено ,что  имущество, являющееся предметом непосредственно оспариваемых договоров, не включено в утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.07.2001
№ 229-р перечень, а дополнительный перечень № 1 утвержден Решением Правительственного комитета по вопросам обороны, оборонно-промышленного комплекса и правоохранительной деятельности от 22.10.2004, полномочия которого на совершение таких действий не подтверждены.

При этом в материалах дела отсутствует Представление Министерства обороны Украины, адресованное Кабинету Министров Украины, либо решение Кабинета Министров Украины о включении недвижимого имущества военного городка Б-42 в перечень имущества, подлежащего отчуждению, что противоречит положениям Закона Украины «О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины».

Кроме того, спорное имущество не прошло процедуру списания, тогда как в соответствии с п. п. 3, 4, 6 Положения о порядке отчуждения и реализации военного имущества, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.200 № 1919, отчуждение недвижимого имущества вооруженных сил Украины возможно только после процедуры его списания.

На дату заключения оспариваемых договоров (02.09.2006) спорное имущество находилось на балансе Севастопольской квартирно-эксплуатационной части морской, что исключает право Центрального специализированного строительного управления (хозрасчетного) ЦССУ «Укроборонстрой» его отчуждать.

В силу п. 12 Положения о порядке отчуждения и реализации военного имущества, реализация целостных имущественных комплексов, в том числе военных городков и иного недвижимого имущества осуществляется на торгах.

Как справедливо отметили суды , в данном случае заключение ряда сделок в течение непродолжительного периода, в обход закона, без проведения торгов фактически привело к отчуждению имущественного комплекса, военного городка Б-42.

В соответствии с п. 14 вышеуказанного Положения отчуждение военного имущества путем его передачи юридическим лицам в обмен на жилье осуществляется на основании решения Министерства обороны, по рыночным ценам, которые сложились на момент отчуждения.

Оценка стоимости отчуждаемого имущества субъектом оценочной деятельности не осуществлялась.

Согласно ст. 228 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины) сделка, направленная на незаконное завладение государственным имуществом, квалифицируется как сделка, нарушающая публичный порядок и является ничтожной.

Ничтожная сделка ничтожна сама по себе, независимо от признания ее таковой судом.

С учетом всех обстоятельств дела, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Общество, заключая оспариваемые договоры, не имело намерений создать обусловленные сделкой правовые последствия, а преследовало цели, противные основам правопорядка - приобретение государственного недвижимого имущества на земельном участке в целях приобретения земельного участка по правилам преимущественного права, в отсутствие для совершения такой сделки правовых оснований; договоры купли-продажи от 02.09.2006 являются ничтожными по основаниям п. п. 2, 3 ст. 228 Гражданского кодекса Украины, поскольку нарушают публичный порядок и направлены на отчуждение недвижимого имущества в обход закона.

Отказывая в удовлетворении встречных требований Общества о признании права собственности на спорное имущество, суды с учетом положений п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» исходили из того , что покупателем не подтверждено владение спорным имуществом, которое Распоряжением Правительства Севастополя от 20.03.2015 N 195-РП было передано в федеральную собственность, а в дальнейшем по договору от 25.06.2014 передано федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» на праве безвозмездного пользования.

В удовлетворении требований Общества о признании данного Распоряжения недействительным в части передачи спорного имущества в федеральную собственность отказано  вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 25.03.2016  по делу № А84-2197/15.

Поскольку договоры купли-продажи от 02.09.2006 являются ничтожными сделками, права собственности на указанное в них имущество на момент их регистрации у Общества не возникло; недействительная сделка не порождает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью, что соответствует нормам п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Украины и п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае, право Общества на спорное имущество не зарегистрировано в установленном законом порядке и фактически названное лицо имуществом не владеет.

При таких обстоятельствах следует признать, что поскольку у ответчика не возникло право собственности на спорное имущество, отсутствует и факт нарушения его права, а следовательно, способ защиты права путем предъявления иска о признании права отсутствующим является ненадлежащим.

Удовлетворяя требования Министерства по первоначальному иску, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, верно исходил из того, что спорное военное имущество, входящее в составе военного городка Б-42, было передано в федеральную собственность на основании Распоряжения Правительства Севастополя от 20.03.2015 № 195-РП, а до этого времени указанное имущество не находилось в ведении Министерства, в связи с чем, как уполномоченный орган, до указанного времени оно не могло реализовать право на обращение с соответствующим иском в суд.

Как верно указал окружной суд, при исчислении сроков исковой давности по искам в защиту права собственности Российской Федерации следует исходить из того, что в силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и части 1 статьи 1 Договора «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым», законодательство Российской Федерации действует на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18.03.2014.

При этом течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Между тем, Министерство, являясь уполномоченным органом в отношении спорного имущества, с учетом образования новых субъектов хозяйственной деятельности и нового правового регулирования на территориях, вошедших в состав Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд города Севастополя 01.02.2016, т.е. в пределах срока исковой давности.

При указанных обстоятельствах, у судебных инстанций имелись правовые основания для вынесения обжалуемых судебных актов.

Доводы, приведенные заявителем, по сути, выражают несогласие с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.

Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Каскад Инвестментс» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                           Н.С.Чучунова