ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № КАС04-13 от 17.02.2004 Верховного Суда РФ

Дело № КАС04-13

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в со- ставе: 

Председательствующего: Федина А.И.
членов коллегии: Толчеева Н.К.

ФИО1

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 февраля 2004 г.  гражданское дело по заявлению Екатеринбургского муниципального пред- приятия «Водоканал» о признании недействующим и не подлежащим при- менению абзаца 8 «Перечня продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государствен- ное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской  Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 марта  1995 года № 239 по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного  Суда РФ от 28 октября 2003 года, которым в удовлетворении заявленного  требования отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения  представителей заявителя - ФИО2 и адвоката Турина П.С., под- державших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Правительства РФ ФИО3 и ФИО4, возражавших против удовле- творения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масало- вой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная  коллегия 


Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта  1995 года № 239 утвержден «Перечень продукции производственно- технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке  Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с абзацем 8 которого государ- ственное регулирование цен на услуги систем водоснабжения и канализации  осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

Екатеринбургское МУП «Водоканал» обратилось с заявлением о при- знании незаконным (недействующим) приведенного выше абзаца 8 Перечня,  сославшись на несоответствие его требованиям закона и нарушение прав и  законных интересов заявителя. 

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Екатеринбургское МУП «Водоканал» ставит  вопрос об отмене судебного решения, сославшись на неправильное приме- нение норм материального закона при разрешении спора. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения. 

Как следует из материалов дела, в обоснование заявленного требова- ния в качестве основного довода заявитель выдвигал несоответствие оспоренного положения Перечня ч.1 ст.424 ГК РФ, согласно которой исполнение  договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в пре- дусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, став- ки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то госу- дарственными органами. А, поскольку, такой закон (по мнению заявителя)  отсутствует, поэтому Правительство РФ и не вправе было разрешать данный  вопрос. 

Не соглашаясь с доводом заявителя о превышении Правительством РФ  полномочий при принятии оспоренного положения Перечня, Верховный Суд  РФ правомерно сослался на то, что согласно абз.4 пункта 1 Указа Президента  РФ регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем  рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями, неза- висимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если  иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. 

То обстоятельство, что статьей 31 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  среди других полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, указано и полномочие по регулированию цен и тарифов на продук- цию (услуги) предприятий, организаций, находящихся в муниципальной - собственности, не свидетельствует об исключении из полномочий органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного  регулирования цен (тарифов) в отношении услуг систем водоснабжения и канализации, оказываемых предприятиями, находящимися в муниципальной  собственности при том, что (как правильно указано в решении суда) органы  местного самоуправления вправе устанавливать в конкретных величинах це- ны (тарифы) в отношении приведенных выше услуг с учетом и в рамках мак- симальных пределов, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке государственного регулирования  этих цен (тарифов). 

Именно установление такого государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги муниципальных предприятий (заключающее- ся лишь в определении максимальных пределов данных показателей) соот- ветствует полномочиям Правительства РФ, предусмотренным абзацем 14  ст. 1 и абзацем 4 ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которым Правительством РФ устанавливаются основы цено- образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (основные принци- пы и методы формирования цен и тарифов на коммунальные услуги) и еже- годно федеральные стандарты оплаты коммунальных услуг. 

Наличие у Правительства РФ полномочий на принятие оспоренного  положения нормативного акта следует и из норм Федерального конституци- онного закона «О Правительстве Российской Федерации», согласно которым  Правительство РФ осуществляет регулирование в социально-экономической  сфере (абз.З ст. 13); обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной  и денежной политики (абз.2 ст. 15); разрабатывает и осуществляет меры по  проведению единой политики цен (абз.11 ст. 15) и др. 

По изложенным мотивам Кассационная коллегия не может согласиться  с доводом в кассационной жалобе о неправильном толковании приведенных  выше норм федерального закона. 

Абзац 8 Перечня (оспариваемый заявителем) из всех видов коммунальных услуг отдельно выделил услуги систем водоснабжения и канализации, в связи с чем необоснованным является довод в кассационной жалобе о  том, что при наличии абзаца 6 этого Перечня (оплата населением жилья и  коммунальных услуг) в абзаце 8 Перечня якобы не указаны услуги, оказы- ваемые и населению. 

Необоснованным является и утверждение в кассационной жалобе о  том, что к рассматриваемому спору неприменимы положения Федерального  закона «Об основах федеральной жилищной политики» в части регламента- ции полномочий Правительства РФ в области регулирования вопросов государственного регулирования тарифов (цен) коммунальных услуг, поскольку  услуги водоснабжения и канализации оказываются (в частности и заявите- лем) не только организациям для собственных нужд, но и последними - на- селению. 

В силу приведенных норм Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» Кассационная коллегия считает, что. оспоренное положе- ние Перечня находится в соответствии и с абзацем 2 п.1 Указа Президента  РФ № 221 от 28 февраля 1995 года, согласно которому Правительство РФ  уполномочено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг,  цены (тарифы), на которые на внутреннем рынке Российской Федерации  подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федераль- ными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации. 

Поэтому необоснованным представляется довод в кассационной жалобе о том, что отсутствует закон, который бы предусматривал необходимость  государственного регулирования цен на услуги систем водоснабжения и канализации. 

Таким образом, считать, что Правительство РФ при принятии оспоренного положения нормативного акта якобы вышло за пределы своих полномочий, оснований не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовле- творению не подлежит. 

Руководствуясь ст.ст.360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия 

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2003  года оставить без изменения, а кассационную жалобу Екатеринбургского  муниципального унитарного предприятия «Водоканал» - без удовлетворе- ния. 

Председательствующий: А.И.Федин  Члены коллегии: Н.К.Толчеев 

ФИО1