ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 03АП-5625/2014 от 10.07.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-АД15-5255

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10.07.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,  рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская  Угольная Энергетическая Компания» на решение Арбитражного суда  Республики Хакасия от 17.09.2014 по делу № А74-3652/2014, постановление  Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 и постановление  Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2015 по тому же делу  по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская  Угольная Энергетическая Компания» к Управлению Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю о признании  незаконным и отмене постановления от 30.05.2014 № 02-014/2014 о  привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2  статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Забайкальская Угольная  Энергетическая Компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд  Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (далее –  административный орган) о признании незаконным и отмене постановления  от 30.05.2014 № 02-014/2014 о привлечении к административной 


ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.09.2014,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного  апелляционного суда от 19.11.2014, обществу отказано в удовлетворении  заявленных требований. 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением  от 24.02.2015 оставил без изменения решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции. 

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый  судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 

При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов  оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено. 

Как следует из судебных актов, в ходе проведения плановой проверки  соблюдения обществом требований природоохранного законодательства при  пользовании недрами по лицензии ЧИТ 01621 ТЭ (далее – лицензия) с целевым  назначением геологическое изучение и добыча каменного угля на  Букачачинском месторождении административным органом установлено  нарушение обществом, как недропользователем, действующего  законодательства, выразившееся в невыполнении абз. 4 п.п. 3.1.1 Соглашения  об условиях пользования недрами по предоставленной лицензии (далее –  лицензионное соглашение). Выявленные нарушения отражены в акте проверки  от 30.05.2014 № НЗАТ-55. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в  отношении общества дела об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. 

По результатам рассмотрения материалов административного дела,  административным органом при участии действующего на основании  доверенности представителя общества вынесено постановление от 30.05.2014   № 02-014/2014 о привлечении общества к административной ответственности  по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде  административного штрафа в размере 300 000 рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в  Арбитражный суд Республики Хакасия. 


Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением  условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или)  требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух  тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока  тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 

В соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации  от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление  недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в  виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые,  графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью  лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия  является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование  участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней  целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее  оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами  государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор,  определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства  сторон по выполнению указанного договора. 

Частью 2 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр  обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а  также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), по  технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при  первичной переработке минерального сырья; соблюдение утвержденных в  установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия  охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также  зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием  недрами; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о  разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за  пользование недрами. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что  общество не выполнило в установленный абз. 4 п.п. 3.1.1 лицензионного  соглашения срок разведку запасов каменного угля приповерхностной и  поверхностной частей месторождения, а также не обеспечило выполнение  установленного минимального годового объема бурения поисковых и  оценочных скважин, суды пришли к выводу о нарушении обществом условий 


пользования недрами, установленных абз. 4 п.п. 3.1.1 лицензионного  соглашения и пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах. 

Доводы общества о наличии преюдициальных обстоятельств отсутствия в  его действиях события и состава вмененного правонарушения, установленных  судебным актом арбитражного суда по делу № А74-1881/2010, были отклонены  судами, поскольку в рамках указанного дела рассматривались обстоятельства,  связанные с нарушением обществом условий пользования недр, выявленным в  2010 году, в то время как в настоящем споре рассматриваются нарушения,  выявленные в 2014 году. Допущенные обществом нарушения условий  пользования недр в 2010 году и 2014 году установлены на основании разных  обстоятельств, документов и доказательств, полученных административным  органом в ходе проведения разных проверок. Установленные вступившим в  законную силу судебным актом по делу № А74-1881/2010 обстоятельства  проверки 2010 года не совпадают с обстоятельствами, установленными в ходе  проверки 2014 года, касающихся иного объема выявленных нарушений. 

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для  рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании  полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле  доказательств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями  Закона о недрах, статей 1.5, 2.1, 4.1, части 2 статьи 7.3 КоАП ПФ, суды пришли  к выводу о наличии в действиях общества состава административного  правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3  КоАП РФ и признали правомерным оспариваемое постановление  административного органа, отказав обществу в удовлетворении заявленных  требований. 

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской  Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава  вмененного административного правонарушения и о нарушении  административным органом процедуры привлечения к административной  ответственности. 

Вместе с тем указанные доводы связаны с переоценкой доказательств и  фактических обстоятельств дела, установленных судами относительно  нарушения обществом условий пользования недрами, предусмотренных  лицензионным соглашением. Выводы судов о наличии в действия общества  состава вмененного административного правонарушения основаны на оценке  представленных в материалы дела доказательств, в том числе на заключении 


экспертной комиссии Читинского филиала ФГУ «ГКЗ», являющегося  приложением № 1 к протоколу Территориальной комиссии по запасам  полезных ископаемых Забайкалнедра от 21.12.2010 № 876), в их совокупности  и взаимосвязи применительно к установленным фактическим обстоятельствам  дела. Нарушений процедуры привлечения общества к административной  ответственности суды не установили. 

Довод заявителя о ненадлежащем извещении о месте и времени  рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с  отсутствием надлежаще оформленных полномочий на представление его  интересов ФИО1 не может быть принят во внимание, поскольку  данный довод в предыдущих судебных инстанциях не заявлялся. Кроме того,  ФИО1 представлял интересы заявителя при рассмотрении настоящего  дела в судах первой и апелляционной инстанциях на основании той же самой  доверенности от 12.01.2014 № 3, по которой представлял интересы заявителя и  при рассмотрении дела административным органом. Данное обстоятельство  также свидетельствует о наличии у ФИО1 надлежащих полномочий на  представление интересов заявителя на всех стадиях как рассмотрения дела об  административном правонарушении административным органом, так и при его  обжаловании в судах первой и апелляционной инстанциях. 

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении  дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для  разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего  исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая  оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены или  изменения обжалуемых судебных актов не имеется. 

Размер назначенного административного штрафа является минимальным и  соответствует санкции, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, а  оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах  установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к  административной ответственности. 

Оснований для признания совершенного обществом правонарушения  малозначительным и освобождения его от административной ответственности  на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 


постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.09.2014 по делу   № А74-3652/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 19.11.2014 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского  округа от 24.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Забайкальская Угольная  Энергетическая Компания» – без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов