ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 1-АД20-2 от 08.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 1-АД20-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва У июня 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Федоровцевой М.С., действующей в интересах  закрытого акционерного общества «Бункерная компания», на вступившие в  законную силу постановление от 14.03.2019 № 05-008/2019, вынесенное  государственным инспектором Российской Федерации в области охраны  окружающей среды, решение судьи Исакогорского районного суда города  Архангельска от 28.05.2019 № 12-58/2019, решение судьи Архангельского  областного суда от 18.07.2019 № 7р-412 и постановление заместителя  председателя Архангельского областного суда от 03.10.2019 № 4а-531,  состоявшиеся в отношении закрытого акционерного общества «Бункерная  компания» (далее - общество) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 14.03.2019 № 05-008/2019, вынесенным  государственным инспектором Российской Федерации в области охраны  окружающей среды (далее также - постановление должностного лица),  оставленным без изменения решением судьи Исакогорского районного суда  города Архангельска от 28.05.2019 № 12-58/2019, решением судьи  Архангельского областного суда от 18.07.2019 № 7р-412 и постановлением  заместителя председателя Архангельского областного суда от 03.10.2019 № 4а- 531, общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением 


административного наказания в виде административного штрафа 180 000  рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Федоровцева М.С. выражает несогласие с указанными актами, принятыми в  отношении общества по данному делу об административном правонарушении,  приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ  «Об охране атмосферного воздуха» (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) установлено, что выброс вредных  (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником  допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом  федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей  среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей  среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.  Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный  воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия,  которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный  воздух или вредное физическое воздействие на него без специального  разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в  размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от  сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц  - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Как усматривается из материалов дела, общество занимает  производственную площадку с причалом № 130, расположенную по адресу:  г. Архангельск, ул. Дежневцев, д. 34, к. 1, стр. 3, и эксплуатирует  нефтеналивные суда, нефтеналивной бункеровщик, нефтерудовоз, буксир,  грузовую наливную баржу. Прием (перекачка) нефтепродуктов из  железнодорожных цистерн и операции бункеровки осуществляются на 


площадке по перевалке нефтепродуктов (база снабжения флота) по адресу:  г. Архангельск, ул. Дежневцев, д. 34, к. 1. 

Основанием для привлечения общества к административной  ответственности по настоящему делу послужили изложенные в обжалуемых  актах выводы о том, что общество допустило выброс загрязняющих веществ в  атмосферный воздух стационарными источниками на названной выше  площадке по перевалке нефтепродуктов в период с 14.03.2018 по 24.12.2018 в  отсутствие действующего специального разрешения. Указанные обстоятельства  выявлены в период с 3 по 24 декабря 2018 года в результате проверки,  проведенной Балтийске-Арктическим морским управлением Федеральной  службы по надзору в сфере природопользования на основании распоряжения  руководителя названного административного органа от 20.11.2018 № 134-р/ВВ  о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица. 

Фактические обстоятельства вменяемого административного  правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том  числе упомянутым выше распоряжением о проведении проверки, актом  проверки от 24.12.2018, протоколом об административном правонарушении и  иными исследованными судами доказательствами, которым была дана оценка  на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в  соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и  своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях установлены наличие  события административного правонарушения, лицо, допустившее выброс  вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения,  виновность указанного лица в совершении административного  правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела, а также причины и условия совершения административного  правонарушения. 

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными  обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и подлежащего применению  законодательства в области охраны окружающей среды, действующего на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения общества к административной ответственности. 


В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Принимая обжалуемые акты, государственный инспектор Российской  Федерации в области охраны окружающей среды и судебные инстанции сочли,  что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не  были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Срок давности и порядок привлечения общества к административной  ответственности соблюдены. 

При этом вопреки доводам жалобы отсутствуют данные,  свидетельствующие о нарушении требований части 16 статьи 10 Федерального  закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым о  проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой  выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2  этой статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель  уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом  муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее  проведения любым доступным способом, в том числе посредством  электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной  электронной подписью и направленного по адресу электронной почты  юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес  содержится соответственно в едином государственном реестре юридических  лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо  ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным  предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган  муниципального контроля. Как указывалось выше, проверка в отношении  общества проводилась Балтийске-Арктическим морским управлением  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 3  по 24 декабря 2018 года на основании распоряжения руководителя названного  административного органа от 20.11.2018 № 134-р/ВВ, копия которого (согласно  приобщенной к материалам дела копии уведомления о вручении) получена  обществом 26.11.2018 (л.д. 42). 


При рассмотрении данного дела нарушений норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных  им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело, не допущено. 

Административное наказание назначено обществу в минимальном размере,  предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. Доводы заявителя о снижении  размера административного штрафа, изложенные в настоящей жалобе,  оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 указанного Кодекса  не содержат. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, в том числе с учетом норм  статьи 1.7 указанного Кодекса, при рассмотрении настоящей жалобы  не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 14.03.2019 № 05-008/2019, вынесенное государственным  инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды,  решение судьи Исакогорского районного суда города Архангельска  от 28.05.2019 № 12-58/2019, решение судьи Архангельского областного суда  от 18.07.2019 № 7р-412 и постановление заместителя председателя  Архангельского областного суда от 03.10.2019 № 4а-531, состоявшиеся  в отношении закрытого акционерного общества «Бункерная компания» по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника Федоровцевой М.С, действующей  в интересах закрытого акционерного общества «Бункерная компания», - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров