ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-12814/2015 от 20.02.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-АД15-19836

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 20.02.2016 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,  рассмотрев жалобу акционерного общества «Международный Аэропорт  Шереметьево» на решение Арбитражного суда Московской области от  29.09.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от  19.11.2015 по делу № А41-59211/2015 по заявлению акционерного общества  «Международный Аэропорт Шереметьево» о признании незаконным и отмене  постановления Главного управления государственного строительного надзора  Московской области от 27.07.2015 № 3-46-58(э) о привлечении к  административной ответственности, предусмотренной статьей 15 Закона  Московской области от 13.04.2006 № 54/2006-ОЗ «О порядке эксплуатации  нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области и  административной ответственности в сфере их техническойэксплуатации», 

установил:

акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» (далее  – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Главного управления  государственного строительного надзора Московской области от 27.07.2015 № 


3-46-58(э) о привлечении к административной ответственности,  предусмотренной статьей 15 Закона Московской области от 13.04.2006   № 54/2006-ОЗ «О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений,  сооружений на территории Московской области и административной  ответственности в сфере их технической эксплуатации» с назначением  наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. 

Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2015,  оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного  апелляционного суда от 19.11.2015, заявленные требования удовлетворены  частично: постановление о привлечении к административной ответственности  изменено в части назначенного наказания, заменен штраф в размере  75 000 рублей на штраф в размере 50 000 рублей. 

Считая обжалуемые судебные акты незаконными, заявитель обратился в  Верховный Суд Российской Федерации с жалобой. 

При изучении доводов жалобы и приложенных к ней документов  оснований для удовлетворения жалобы не установлено. 

Закон Московской области от 13.04.2006 № 54/2006-ОЗ «О порядке  эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории  Московской области и административной ответственности в сфере их  технической эксплуатации» регулирует отношения, возникающие при  эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня  ответственности на территории Московской области перечень которых  устанавливается Правительством Московской области, устанавливает единые  нормы и требования в сфере их технической эксплуатации, направленные на  поддержание несущих, ограждающих и строительных конструкций в  работоспособном состоянии, а также устанавливает административную  ответственность в сфере их технической эксплуатации. 

Как следует из судебных актов, административным органом проведена  плановая выездная проверка общества, задачей которой являлся  государственный надзор за соблюдением собственником (пользователем) 


поднадзорного объекта повышенного уровня ответственности: Терминала Е по  адресу: Московская область, г. Химки, аэропорт Шереметьево, норм по  технической эксплуатации и утвержденного положения по технической  эксплуатации объекта. 

Здание Терминала Е включено в перечень эксплуатируемых нежилых  зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на  территории Московской области, утв. постановлением Правительства  Московской области от 27.03.2009 № 239/11 (п. 141: Терминал Е, Московская  область, г. Химки, аэропорт Шереметьево). 

По результатам проведенной проверки 15.07.2015 выявлено нарушение  обществом статей 10, 11 Закона № 54/2006-ОЗ, пунктов 4.1.7, 4.15, 5.25.7, 5.8.4,  11.1, 11.2, 11.7, 11.11, «Положения по технической эксплуатации здания  терминала Е». 

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления  15.07.2015 в отношении общества протокола об административном  правонарушении и вынесении 15.07.2015 оспариваемого постановления о  привлечении к административной ответственности. 

В соответствии со статьей 15 Закона № 54/2006-ОЗ нарушение  обязательных требований по технической эксплуатации поднадзорных  объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на  юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 

Те же действия, повлекшие потерю несущей способности строительных  конструкций, или приведшие к возникновению недопустимого или аварийного  состояния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц -  в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к  выводу о наличии в действиях общества события вменяемого ему  правонарушения. 

Не оспаривая событие правонарушения, общество в жалобе приводит  доводы о том, что административным органом проведена проверка и в 


отношении других объектов - «эстакада», «галерея», не включенных в перечень  эксплуатируемых нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня  ответственности на территории Московской области, что является грубым  нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.1998 № 294-ФЗ «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального  контроля» требований к организации и проведения проверок. 

При этом общество указывает, что согласно пункту 5 части 2 статьи 20  Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится, в частности, нарушение  требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ, а именно:  при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля  (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления  документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов  окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются  объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать  оригиналы таких документов. 

Между тем, поскольку объектом проверки в данном случае было здание  Терминала Е, общество не отрицает, что в отношении проверяемого объекта  административным органом соблюдены требования Закона № 294-ФЗ. 

При этом вменения конкретных нарушений по объектам «эстакада»,  «галерея» в жалобе не приведено и судами при рассмотрении спора не  установлено. 

Приведенные доводы о том, что административным органом нарушены  требования статьи 28.2 Кодекса, выразившееся в неизвещении общества на  составление протокола об административном правонарушении, были  предметом рассмотрения судов и отклонены по мотивам, подробно  изложенным в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с  выводами судов не имеется. 

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием  судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях, подлежащих применению в деле, не  свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения  названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования,  не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2015 и  постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по  делу № А41-59211/2015 оставить без изменения, а жалобу акционерного  общества «Международный Аэропорт Шереметьево» – без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда 

Российской Федерации А.Г. Першутов