ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 305-АД15-19836
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 20.02.2016
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу акционерного общества «Международный Аэропорт Шереметьево» на решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу № А41-59211/2015 по заявлению акционерного общества «Международный Аэропорт Шереметьево» о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 27.07.2015 № 3-46-58(э) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15 Закона Московской области от 13.04.2006 № 54/2006-ОЗ «О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области и административной ответственности в сфере их техническойэксплуатации»,
установил:
акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 27.07.2015 №
3-46-58(э) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15 Закона Московской области от 13.04.2006 № 54/2006-ОЗ «О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области и административной ответственности в сфере их технической эксплуатации» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.09.2015, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015, заявленные требования удовлетворены частично: постановление о привлечении к административной ответственности изменено в части назначенного наказания, заменен штраф в размере 75 000 рублей на штраф в размере 50 000 рублей.
Считая обжалуемые судебные акты незаконными, заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой.
При изучении доводов жалобы и приложенных к ней документов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.
Закон Московской области от 13.04.2006 № 54/2006-ОЗ «О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области и административной ответственности в сфере их технической эксплуатации» регулирует отношения, возникающие при эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области перечень которых устанавливается Правительством Московской области, устанавливает единые нормы и требования в сфере их технической эксплуатации, направленные на поддержание несущих, ограждающих и строительных конструкций в работоспособном состоянии, а также устанавливает административную ответственность в сфере их технической эксплуатации.
Как следует из судебных актов, административным органом проведена плановая выездная проверка общества, задачей которой являлся государственный надзор за соблюдением собственником (пользователем)
поднадзорного объекта повышенного уровня ответственности: Терминала Е по адресу: Московская область, г. Химки, аэропорт Шереметьево, норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации объекта.
Здание Терминала Е включено в перечень эксплуатируемых нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области, утв. постановлением Правительства Московской области от 27.03.2009 № 239/11 (п. 141: Терминал Е, Московская область, г. Химки, аэропорт Шереметьево).
По результатам проведенной проверки 15.07.2015 выявлено нарушение обществом статей 10, 11 Закона № 54/2006-ОЗ, пунктов 4.1.7, 4.15, 5.25.7, 5.8.4, 11.1, 11.2, 11.7, 11.11, «Положения по технической эксплуатации здания терминала Е».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 15.07.2015 в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесении 15.07.2015 оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со статьей 15 Закона № 54/2006-ОЗ нарушение обязательных требований по технической эксплуатации поднадзорных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Те же действия, повлекшие потерю несущей способности строительных конструкций, или приведшие к возникновению недопустимого или аварийного состояния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества события вменяемого ему правонарушения.
Не оспаривая событие правонарушения, общество в жалобе приводит доводы о том, что административным органом проведена проверка и в
отношении других объектов - «эстакада», «галерея», не включенных в перечень эксплуатируемых нежилых зданий, строений, сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области, что является грубым нарушением установленных Федеральным законом от 26.12.1998 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» требований к организации и проведения проверок.
При этом общество указывает, что согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится, в частности, нарушение требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ, а именно: при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов.
Между тем, поскольку объектом проверки в данном случае было здание Терминала Е, общество не отрицает, что в отношении проверяемого объекта административным органом соблюдены требования Закона № 294-ФЗ.
При этом вменения конкретных нарушений по объектам «эстакада», «галерея» в жалобе не приведено и судами при рассмотрении спора не установлено.
Приведенные доводы о том, что административным органом нарушены требования статьи 28.2 Кодекса, выразившееся в неизвещении общества на составление протокола об административном правонарушении, были предметом рассмотрения судов и отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.09.2015 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 по делу № А41-59211/2015 оставить без изменения, а жалобу акционерного общества «Международный Аэропорт Шереметьево» – без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г. Першутов