ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД19-10 от 05.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД19-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 05 апреля 2019 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в  законную силу постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД  России по Нижнекамскому району Республики Татарстан от 14 июня 2017  года № 18810316172062863909, решение судьи Нижнекамского городского  суда Республики Татарстан от 23 августа 2017 года, решение судьи  Верховного Суда Республики Татарстан от 25 октября 2017 года и  постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики  Татарстан от 24 октября 2018 года, вынесенные в отношении  индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее  - ФИО1) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по  Нижнекамскому району Республики Татарстан от 14 июня 2017 года   № 18810316172062863909, оставленным без изменения решением судьи  Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 23 августа 2017  года, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 25  октября 2017 года и постановлением заместителя председателя Верховного  Суда Республики Татарстан от 24 октября 2018 года, ФИО1  признана виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, и подвергнута  административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 250 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении  нее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь  на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и  доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (все нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции,  действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения ФИО1 к административной  ответственности) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного  транспортного средства с превышением допустимых габаритов  транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров  либо с превышением допустимой массы транспортного средства или  допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10,  но не более 20 процентов без специального разрешения - влечет наложение  административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до  четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от  двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации  административного правонарушения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими средствами, имеющими функции  фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца)  транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка  тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства,  габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по  ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по  высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один  прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом,  выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более  чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз,  масса которого с учетом массы транспортного средства превышает  допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или  допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению   № 2. 


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном данным Федеральным законом, а также  осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную  массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения такими транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение  по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса  которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных  средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих  перевозки вооружения, военной техники и военного имущества,  допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в  соответствии с положениями указанной статьи. 

Как следует из материалов дела, 06 мая 2017 года должностным лицом  ДПС ОГИБДД МВД России по Республики Татарстан выявлено движение  транспортного средства «МАЗ 630305-221», государственный  регистрационный знак <...>, под управлением водителя ФИО2 по автодороге регионального значения в период действия  весеннего ограничения, введенного постановлением кабинета министров  Республики Татарстан от 14 марта 2017 года № 141 «О введении  временных ограничений движения транспортных средств по  автомобильным дорогам общего пользования регионального или  межмуниципального значения, расположенных на территории Республики  Татарстан, в 2017 году» (далее - постановление от 14 марта 2017 года   № 141), с превышением осевых нагрузок, а именно - с превышением  нагрузки на вторую ось транспортного средства на 13,8 % (5,690 т при  максимально допустимой 5 т) без специального разрешения. 

Взвешивание проведено на стационарном посту весового контроля  «ТАВРИЯ-2» г. Нижнекамска Республики Татарстан. По результатам 


взвешивания составлен акт № 106 от 06 мая 2017 года, в котором  зафиксировано превышение нагрузки на первую ось транспортного  средства на 1,2%, на вторую ось - 13,8%, на третью ось на 11,4 %. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: заверенными копиями протокола об административном  правонарушении, рапорта инспектора ДПС, объяснений водителя  ФИО2, протокола об административном правонарушении в  отношении ФИО2, акта определения весовых параметров  транспортного средства, товарно-транспортной накладной и иными  материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Из материалов настоящего дела следует и установлено судебными  инстанциями, что собственником вышеуказанного транспортного средства  и лицом, ответственным за перевозку груза (перевозчиком), является  индивидуальный предприниматель ФИО1 

Таким образом, ФИО1 совершено административное  правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному  выводу о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного  Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил  перевозок грузов автомобильным транспортом, постановления от 14 марта  2017 года № 141 и совокупности собранных по делу доказательств,  оснований не согласиться с ним не имеется. 

Доводы жалобы о том, что временные ограничения, введенные  постановлением от 14 марта 2017 года № 141, не распространялись на  перевозимый груз, поскольку перевозимый мел ММЖП используется для  подкормки животных, птиц и в производстве удобрений, подлежат  отклонению. 

Согласно акту определения весовых параметров транспортного  средства № 106 от 06 мая 2017 года, объяснениям водителя ФИО2, товарно-транспортной накладной, счету-фактуре в момент,  относящийся к событию административного правонарушения, перевозился  груз - мел МГФ-2, микрокальцит МГ-2. 


Вопреки доводам жалобы телеграмма ФИО1 о  невозможности явки в судебное заседание, назначенное на 23 августа 2017  года, не содержит ходатайства об отложении рассмотрения дела. 

Утверждение заявителя о том, что она не является субъектом  вмененного административного правонарушения, поскольку транспортное  средство было передано по договору аренды ФИО2, являлось  предметом проверки и оценки при рассмотрении жалоб на постановление  по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонено  по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах. 

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с  толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о  том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или)  предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях процессуальные требования. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу  не допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах  санкции части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление заместителя начальника ОГИБДД УМВД России по  Нижнекамскому району Республики Татарстан от 14 июня 2017 года   № 18810316172062863909, решение судьи Нижнекамского городского суда  Республики Татарстан от 23 августа 2017 года, решение судьи Верховного  Суда Республики Татарстан от 25 октября 2017 года и постановление  заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 24 


октября 2018 года, вынесенные в отношении индивидуального  предпринимателя ФИО1 по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров