ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД19-27 от 20.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД 19-27

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 20 сентября 2019 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную  силу постановление должностного лица Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по  Республике Татарстан, заместителя главного государственного инспектора по  использованию и охране земель Республики Татарстан от 29 августа 2018 г.   № 50-2018-486, решение судьи Высокогорского районного суда Республики  Татарстан от 15 ноября 2018 г., решение судьи Верховного Суда Республики  Татарстан от 20 февраля 2019 г. и постановление заместителя председателя  Верховного Суда Республики Татарстан от 29 мая 2019 г., вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением должностного лица Управления Росреестра по Республике  Татарстан, заместителя главного государственного инспектора по  использованию и охране земель Республики Татарстан от 29 августа 2018 г.   № 50-2018-486, оставленным без изменения решением судьи Высокогорского  районного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2018 г., ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 1 процента  кадастровой стоимости земельного участка - 54 209,35 руб. 

Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля  2019 г. постановление должностного лица и решение судьи районного суда 


изменены размер назначенного Гусамову Р.М. административного наказания в  виде административного штрафа снижен до 27 104,67 руб., в остальной части  указанные акты оставлены без изменения. 

Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики  Татарстан от 29 мая 2019 г. постановление должностного лица, решение судьи  районного суда и решение судьи верховного суда республики оставлены без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и судебные  акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного  кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного  законодательства является деление земель по целевому назначению на  категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из  их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в  соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. 

В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с  их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и  разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий,  общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях использование земельного участка не по  целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной  категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением  случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 данной статьи, влечет наложение  административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость  земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой  стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на  должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного  участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2  процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч  рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на  должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Из материалов дела следует, что 31 июля 2018 г. главным специалистом- экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и  картографии Высокогорского отдела Управления Росреестра по Республике 


Татарстан проведено обследование земельного участка с кадастровым номером  16:16:212202:2301 общей площадью 7 724 м2 по адресу: Республика Татарстан,  Высокогорский муниципальный район, Семиозерское сельское поселение. 

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости  указанный земельный участок относится к категории земель промышленности,  энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,  земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны,  безопасности и земель иного специального назначения, имеет вид  разрешенного использования - для строительства автосервиса и гостиничного  комплекса и принадлежит на праве общей долевой собственности  ФИО2 и ФИО1 

На земельном участке расположены здание гостиницы, гостевой дом,  павильон по оказанию услуг шиномонтажа и рынок строительных материалов. 

По результатам проведенного мероприятия установлено, что земельный  участок используется не по целевому назначению в соответствии с видом его  разрешенного использования для размещения рынка строительных материалов. 

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 5 420 934,92 руб.  (701,83 руб. за 1 м2) рублей. 

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу  доказательствами: актом административного обследования объекта земельных  отношений и приложенными к нему фототаблицей, схемой (л.д. 35-45),  протоколом об административном правонарушении (л. д. 58) и иными  материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии  ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Деяние ФИО1 квалифицировано в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами названного Кодекса и земельного  законодательства. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом вмененного  административного правонарушения со ссылкой на то, что нежилое помещение 


аренду как коммерческая недвижимость и используется в целях реализации  указанных материалов иным лицом (индивидуальным предпринимателем),  нельзя признать состоятельным. 

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации использовать  земельные участки в соответствии с их целевым назначением,  принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным  использованием обязаны как лица, имеющие в пользовании земельные участки,  но не являющиеся их собственниками, так и собственники земельных участков. 

ФИО1, будучи собственником земельного участка с кадастровым  номером 16:16:212202:2301, в нарушение требований указанной нормы  допустил его использование не по целевому назначению в соответствии с  видом разрешенного использования, за что обоснованно привлечен к  административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Утверждение в жалобе о том, что нежилое помещение площадью 70 м2  является коммерческой недвижимостью, используется в предпринимательских  целях для осуществления хозяйственной деятельности и, сдавая его в аренду,  ФИО1 действовал как индивидуальный предприниматель, не влечет  освобождение указанного лица от административной ответственности за  нарушение земельного законодательства, к которой в рамках настоящего дела  он привлечен как гражданин. 

Положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, которые установлены для являющихся  субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и  юридических лиц, а также их работников, в рассматриваемом случае  неприменимы. 

В числе изложенного в настоящей жалобе заявитель указывает, что в  нарушение требований пункта 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от  26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон   № 294-ФЗ), подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской  Федерации должностные лица органа, осуществляющего государственный  земельный надзор, на основании результатов административного обследования  объекта земельных отношений не инициировали проверку, с прокуратурой ее  не согласовали. 

Данный довод не ставит по сомнение законность и обоснованность  состоявшихся по делу актов. 

Порядок осуществления государственного земельного надзора закреплен в  статьях 71 - 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации. При его  осуществлении применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с  учетом особенностей, установленных названным Кодексом. 


Подпунктом 4 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской  Федерации установлено, что должностные лица органов государственного  земельного надзора имеют право осуществлять административное  обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты  соответствующим актом. 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса  Российской Федерации выявление по итогам проведения административного  обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований  законодательства Российской Федерации, за которые законодательством  Российской Федерации предусмотрена административная и иная  ответственность, может служить основанием для проведения внеплановой  проверки. 

Пунктом 3 статьи 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации,  абзацем вторым пункта 8 Правил проведения административного обследования  объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 251, определено, что в случае  выявления по итогам проведения административного обследования объекта  земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за  которые законодательством Российской Федерации предусмотрена  административная и иная ответственность, результаты такого обследования  оформляются актом административного обследования объекта земельных  отношений. 

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к  возбуждению дела об административном правонарушении является  непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных  данных, указывающих на наличие события административного  правонарушения. 

В соответствии с пунктом 99 Административного регламента Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению  Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии  государственной функции по осуществлению государственного земельного  надзора, утвержденного приказом Министерства экономического развития  Российской Федерации от 20 июля 2015 г. № 486, в случае выявления при  проведении административного обследования объектов земельных отношений  достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства  Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой  проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об  административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела  об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса установление в  ходе обследования земельного участка достаточных данных, указывающих на 


событие административного правонарушения, является самостоятельным  поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.  Обязательного проведения проверки в рассматриваемом случае не требовалось. 

Неточность, допущенная при указании в постановлении должностного  лица размера административного наказания, с учетом приведенного в  постановлении расчета и указания на назначение административного штрафа в  размере 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, не ставит под  сомнение то обстоятельство, что штраф определен ФИО1 в сумме  54 209,35 руб. 

Соответствующая неточность является явной технической опиской,  которая устранена должностным лицом определением от 30 января 2019 г. в  порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и не является безусловным основанием к  отмене принятых по делу актов. 

Впоследствии размер административного наказания был снижен решением  судьи Верховного Суда Республики Татарстан по итогам рассмотрения  20 февраля 2019 г. жалобы, поданной в порядке статей 30.9, 30.1 - 30.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях до  27 104,67 руб. 

Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе  производства по делу и не нашли своего подтверждения. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и  судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене  принятых по делу решений не является. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено ФИО1 по правилам  статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении ФИО1 к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены в порядке, предусмотренном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела,  получили надлежащую оценку. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление должностного лица Управления Росреестра по Республике  Татарстан, заместителя главного государственного инспектора по  использованию и охране земель Республики Татарстан от 29 августа 2018 г.   № 50-2018-486, решение судьи Высокогорского районного суда Республики  Татарстан от 15 ноября 2018 г., решение судьи Верховного Суда Республики  Татарстан от 20 февраля 2019 г. и постановление заместителя председателя  Верховного Суда Республики Татарстан от 29 мая 2019 г., вынесенные в  отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров