ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД20-14 от 02.11.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД20-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 2 ноября 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью  «ТАИФ-НК АЗС» Кашшаповой А.И. на вступившие в законную силу  постановление Центрального территориального управления Министерства  экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, вынесенное старшим  государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны  окружающей среды, от 7 мая 2019 г. № 251 (с учетом определения об  исправлении описки от 17 мая 2019 г.), решение судьи Вахитовского районного  суда г. Казани от 19 июля 2019 г. № 12-2902/2019, решение судьи Верховного  Суда Республики Татарстан от 4 сентября 2019 г. № 77-1653/2019 и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от  13 января 2020 г. № 16-81/2020, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «ТАИФ-НК АЗС» (далее - общество) по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением Центрального территориального управления Министерства  экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, вынесенным старшим  государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны  окружающей среды, от 7 мая 2019 г. № 251 (с учетом определения об  исправлении описки от 17 мая 2019 г.), оставленным без изменения решением  судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 19 июля 2019 г. № 12- 2902/2019, решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от  4 сентября 2019 г. № 77-1653/2019 и постановлением судьи Шестого 


кассационного суда общей юрисдикции от 13 января 2020 г. № 16-81/2020,  общество признано виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  300 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Кашшапова А.И. просит отменить вынесенные по настоящему делу акты,  приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях пользование недрами с нарушением  условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или)  требований утвержденного в установленном порядке технического проекта  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух  тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до  сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч  рублей. 

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1  «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности,  возникающие в области геологического изучения, использования и охраны  недр. 

В силу части первой статьи 11 названного Закона предоставление недр в  пользование, в том числе предоставление их в пользование органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется  специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей  установленной формы бланк с Государственным гербом Российской  Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся  неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия  пользования недрами. 

Согласно части второй статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование  недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму  договорных отношений недропользования, в том числе контракта на  предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться  иными условиями, не противоречащими названному Закону. 

Частью второй статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь  недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в  соответствии со статьей 27 названного Закона в федеральный фонд  геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды  геологической информации субъектов Российской Федерации, если  пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;  представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и  оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них 


компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей  полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его  территориальные фонды, а также в фонды геологической информации  субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется  на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;  выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе  продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование  недрами. 

Под геологической информацией о недрах понимаются информация о  геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в  том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об  условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о  подземных полостях естественного или искусственного (техногенного)  происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении  предусмотренных Законом о недрах видов пользования недрами, при охране  недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с  ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с  другими федеральными законами видов деятельности, связанных с  геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья,  захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные  на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях  (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных  материальных носителях первичной геологической информации о недрах)  (часть первая статьи 27 Закона о недрах). 

Как усматривается из материалов дела, общество имеет лицензию на  пользование недрами Республики Татарстан ТАТ КАЗ № 01806 ВЭ, сроком  действия до 1 февраля 2042 г., с целевым назначением и видами работ - добыча  подземных вод для технического водоснабжения, участок недр находится на  территории МТАЗС № 18 и АГЗС № 19 в п. Константиновка Советского района  г. Казани Республики Татарстан. 

В соответствии с пунктом 2.3.6 раздела 2.3 Лицензионного соглашения об  условиях недропользования обществом с целью добычи подземных вод на  территории МТАЗС № 1 и АГЗС № 19 (приложение № 1 к лицензии на  пользование недрами ТАТ КАЗ № 01806 ВЭ) владелец лицензии обязан  ежегодно в срок до 25 января представлять в Министерство экологии и  природных ресурсов Республики Татарстан данные мониторинга подземных  вод и отчет о проведении природоохранных мероприятий. 

В установленные сроки до 25 января 2019 г. общество не представило в  Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан данные  мониторинга подземных вод за 2018 год, то есть не выполнило положения  пункта 2.3.6 указанной выше лицензии, тем самым допустило нарушение  требований статей 22, 27, 27.2 Закона о недрах. 

В связи с допущенными нарушениями государственным инспектором  Республики Татарстан в области охраны окружающей среды в отношении 


общества составлен протокол № 025555 об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Описанные обстоятельства послужили основанием для привлечения  общества к административной ответственности, установленной указанной  нормой. 

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного  правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами:  протоколом об административном правонарушении, копией лицензии на  пользование недрами Республики Татарстан и иными материалами дела,  которые получили оценку на предмет относимости, допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии общества  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

В настоящей жалобе заявитель указывает, что общество необоснованно  привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, так как  пользование недрами им не осуществляется, действия общества подлежали  квалификации по статье 8.5 указанного Кодекса. 

Данные доводы являлись предметом проверки в ходе производства по делу  и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах,  принятых по результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об  административном правонарушении. 

Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и приведенных выше положений  Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная  указанной нормой, наступает в случае пользования владельцем лицензии  недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона  о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий. 

Заключенный обществом (заказчик) с ООО «Водовоз+» (исполнитель)  после обнаружения административного правонарушения и привлечения к  административной ответственности договор возмездного оказания услуг от  15 июля 2019 г. № 437 (представлен с настоящей жалобой), согласно которому  исполнитель обязуется оказать услуги по доставке техводы на АЗС Казанского 


филиала общества по заявкам заказчика, не свидетельствует о том, что  общество не осуществляло пользование недрами. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Имеются достаточные основания для вывода о том, что при пользовании  недрами обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению  условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. Общество  обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2  статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции  части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при совершении лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается  за каждое совершенное административное правонарушение. 

Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при совершении лицом одного действия  (бездействия), содержащего составы административных правонарушений,  ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями  статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно  одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное  наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение  лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого  административного наказания. 

Как следует из материалов дела, обществом допущены нарушения  требований разных лицензионных соглашений к разным лицензиям, на разных  участках недр, то есть совершено несколько самостоятельных (несмотря на  схожесть) правонарушений, в связи с чем общество подлежит  административной ответственности за каждое административное  правонарушение. 

Данный вывод соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 24  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,  согласно которым в случае совершения лицом двух и более административных  правонарушений административное наказание назначается за каждое из них. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление Центрального территориального управления Министерства  экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, вынесенное старшим  государственным инспектором Республики Татарстан в области охраны  окружающей среды, от 7 мая 2019 г. № 251 (с учетом определения об  исправлении описки от 17 мая 2019 г.), решение судьи Вахитовского районного  суда г. Казани от 19 июля 2019 г. № 12-2902/2019, решение судьи Верховного  Суда Республики Татарстан от 4 сентября 2019 г. № 77-1653/2019 и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от  13 января 2020 г. № 16-81/2020, вынесенные в отношении общества с  ограниченной ответственностью «ТАИФ-НК АЗС» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной  ответственностью «ТАИФ-НК АЗС» Кашшаповой А.И. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров