ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД20-25 от 18.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД20-25

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 18 марта 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника - адвоката Петровой О.С, действующей на  основании ордера в интересах Сушкова Дмитрия Павловича, на вступившие в  законную силу постановление судьи Чистопольского городского суда  Республики Татарстан от 12.05.2020 № 5-328/2020, решение судьи Верховного  Суда Республики Татарстан от 17.06.2020 № 7-872/2020 и постановление  судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2020 № 16- 5331/2020, состоявшиеся в отношении Сушкова Дмитрия Павловича (далее - Сушков Д.П.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики  Татарстан от 12.05.2020 № 5-328/2020, оставленным без изменения решением  судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.06.2020 № 7-872/2020 и  постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от  04.09.2020 № 16-5331/2020, Сушков Д.П. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде  административного штрафа в размере 1000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  - адвокат Петрова О.С. выражает несогласие с судебными актами,  состоявшимися в отношении Сушкова Д.П., ставя вопрос об их отмене. 


В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Сушкова Д.П. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до  тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти  тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020  утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным  с применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции  (СОУЮ-19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от  21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и  организациями, при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила), в их системной  взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также 


дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской  Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации  (вопрос 17 вышеназванного Обзора). 

При этом граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять  установленные правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона  от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера»). 

Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19.03.2020 № 129  введен режим повышенной готовности для органов управления и сил  территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций Республики Татарстан. 

Подпунктами «а», «б» пункта 5 постановления Кабинета Министров  Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 «О мерах по предотвращению  распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции»  (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 30.03.2020 № 234) определено, что с 30.03.2020  до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на граждан в  возрасте старше 65 лет, а также лиц, имеющих заболевания, указанные в  приложении к данному постановлению, возложена обязанность не покидать  места проживания (пребывания), за исключением случаев прямой угрозы  жизни и здоровью. Указанное ограничение не распространяется на  руководителей и работников организаций и органов власти, чье нахождение  на рабочем месте является критически важным для обеспечения их  функционирования, при наличии документа (справки) работодателя по форме,  установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан; на иных  граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания),  за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской  помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также  следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг,  реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим  постановлением, выгула домашних животных на расстоянии,  не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса  отходов до ближайшего места накопления отходов. Разрешается  передвижение по территории Республики Татарстан, если это связано с  осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с 


законодательством, при наличии документа (справки) работодателя по форме,  установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для вынесения обжалуемых судебных актов  послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении  выводы о том, что Сушков Д.П., проживающий по адресу: <...>, в 22 часа 45 минут 23.04.2020  находился возле д. <...> г. Чистополя Республики Татарстан  без специального разрешения в отсутствие оснований, приведенных в  названном выше постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан,  не выполнив тем самым правила поведения при введении режима повышенной  готовности на территории, на которой существует угроза возникновения  чрезвычайной ситуации (административная ответственность по части 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях). 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя. 

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто  не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения  не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения  ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий 


административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не  исполнено постановление о назначении административного наказания. 

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от  10.05.2020 № 375 «О признании утратившими силу отдельных постановлений  Кабинета Министров Республики Татарстан» признано утратившим силу, в  числе прочих, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан  от 30.03.2020 № 234 «О внесении изменения в постановление Кабинета  Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 «О мерах по  предотвращению распространения в Республике Татарстан новой  коронавирусной инфекции». 

Таким образом, приведенные выше положения постановления Кабинета  Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 «О мерах по  предотвращению распространения в Республике Татарстан новой  коронавирусной инфекции», устанавливающие, в числе иного, обязанность  граждан с 30.03.2020 до улучшения санитарно-эпидемиологической  обстановки не покидать места проживания (пребывания) (за исключением  особо оговоренных случаев), утратили силу. 

Согласно материалам дела постановление о назначении  административного штрафа Сушковым Д.П. не исполнено. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене 


постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся  в отношении Сушкова Д.П. о привлечении его к административной  ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.  Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос № 22), из  которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления  о назначении административного наказания, если оно не было исполнено  (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Чистопольского городского суда Республики  Татарстан от 12.05.2020 № 5-328/2020, решение судьи Верховного Суда  Республики Татарстан от 17.06.2020 № 7-872/2020 и постановление судьи  Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2020 № 16- 5331/2020, принятые в отношении Сушкова Дмитрия Павловича по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 


20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров