ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД21-27 от 13.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 11-АД21-27-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 13 августа 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Файрушина Рената Фаизовича на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 20 по судебному  району города Набережные Челны Республики Татарстан от 02.09.2020 № 5-20- 386/2020, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики  Татарстан от 21.10.2020 № 12-1750/2020 и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2021 № 16-710/2021,  вынесенные в отношении Файрушина Рената Фаизовича (далее - Файрушин  Р.Ф.) по делу об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 1 статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 20 по судебному  району города Набережные Челны Республики Татарстан от 02.09.2020 № 5-20- 386/2020, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского  городского суда Республики Татарстан от 21.10.2020 № 12-1750/2020 и  постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 01.03.2021 № 16-710/2021, Файрушин Р.Ф. признан виновным в совершении  административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 16.2,  статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с назначением ему административного наказания в виде  конфискации предметов административного правонарушения (швейно- трикотажных изделий (женской одежды) общим количеством 43 штуки весом  брутто 13,8 кг, находящихся в камере хранения вещественных доказательств  Шереметьевской таможни). 


В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе Файрушин  Р.Ф. просит отменить названные судебные акты, вынесенные в отношении него  по данному делу об административных правонарушениях, приводя доводы  об их незаконности. 

Изучение материалов дела и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет  прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Файрушина Р.Ф.  к административной ответственности) недекларирование по установленной  форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением  случаев, предусмотренных статьей 16.4 этого Кодекса, влечет наложение  административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной  второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами  административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо  конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных  лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение установленных  международными договорами государств - членов Евразийского  экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии,  нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и  ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского  экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с  таможенной территории Евразийского экономического союза или  из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3  статьи 16.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа  на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с  конфискацией товаров, явившихся предметами административного  правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов  административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до  двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот  тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами  административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию  предметов административного правонарушения. 

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического  союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза  и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и  ограничений. 


Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза  урегулированы особенности порядка и условий перемещения через  таможенную границу Союза товаров для личного пользования. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 256 данного Кодекса в отношении  перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами  товаров, не отнесенных в соответствии с названной главой к товарам для  личного пользования, положения этой главы не применяются. Такие товары  подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на  условиях, которые установлены иными главами указанного Кодекса. 

Как следует из пункта 1 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза, в местах перемещения товаров через таможенную  границу Союза может применяться система двойного коридора. 

Применение системы двойного коридора предусматривает  самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную  границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого») для  совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным  декларированием товаров для личного пользования. Пересечение физическим  лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением  физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному  декларированию (пункты 2, 3 статьи 257 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза). 

Перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой  промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного  подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического  регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или  сертификации (пункт 1 статьи 11 «Технического регламента Таможенного  союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011),  принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876). 

Из материалов дела следует, что около 07 часов 05 минут 25.01.2020  Файрушин РФ., являющийся бортпроводником отделения кабинных экипажей  департамента обслуживания на борту АО «Авиакомпания «Россия»,  прибывший авиарейсом № 6296 в аэропорт Шереметьево из Денпасара  (Индонезия), для прохождения таможенного контроля проследовал в «зеленый  коридор» зала прилета аэропорта Шереметьево (терминал Б, сектор С), не  задекларировав ввезенные на таможенную территорию Евразийского  экономического союза швейно-трикотажные изделия (женскую одежду) общим  количеством 43 штуки общим весом брутто 13,8 кг, не относящиеся к товарам  для личного пользования, не имея при этом на означенные вещи  разрешительные документы на ввоз (декларацию о соответствии или  сертификат соответствия). 


В ходе таможенного досмотра должностным лицом таможенного органа  было установлено, что Файрушин Р.Ф. перемещает в сопровождаемом багаже  футболки разных цветов (18 штук), юбки красного цвета (5 штук), платья 

, разных цветов (15 штук), комплекты из рубашки и пояса (5 штук),  наименования которых приведены в материалах дела, общим количеством  43 штуки. 

Исходя из характера и количества ввозимого Файрушиным Р.Ф. товара  должностным лицом таможенного поста Аэропорт Шереметьево  (пассажирский) Шереметьевской таможни сделан вывод о том, что названным  лицом не задекларирован по установленной форме товар, подлежащий  таможенному декларированию, отсутствуют необходимые разрешительные  документы на ввезенный товар, ввиду чего в отношении указанного лица  возбуждено производство по делу об административных правонарушениях,  ответственность за которые установлена частью 1 статьи 16.2, статьей 16.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Факты недекларирования по установленной форме товаров, подлежащих  таможенному декларированию, а также несоблюдения установленных  международными договорами государств - членов Евразийского  экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии,  нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и  ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского  экономического союза или в Российскую Федерацию послужили основанием  для составления в отношении Файрушина Р.Ф. протокола об административных  правонарушениях, предусмотренных указанными нормами Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Постановлением мирового судьи судебного участка № 20 по судебному  району города Набережные Челны Республики Татарстан от 02.09.2020 № 5-20- 386/2020 названное лицо признано виновным в совершении указанных  административных правонарушений. 

Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи и  принятым им решением согласились. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: актом таможенного досмотра (л.д. 13, том 1), протоколом  изъятия вещей и документов (л.д. 8-9, том 1), решением о неотнесении товаров  (предметы одежды и ремни) к товарам для личного пользования (л.д. 32, том 1),  решением таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (л.д. 34),  заключением таможенного эксперта (л.д. 39-40, том 1), служебной запиской  начальника отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых  ограничений, из которой следует, что ввоз названных выше товаров 


осуществляется при предоставлении декларации о соответствии или  сертификата соответствия в силу «Технического регламента Таможенного  союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011),  принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 876  (л.д. 46, том 1), протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-5,  том 1) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет  допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Оценив имеющиеся по настоящему делу доказательства, с учетом  установленных обстоятельств, характера и количества товара, перемещаемого  Файрушиным Р.Ф. через таможенную границу, судебные инстанции пришли к  выводу о том, что данный товар не предназначен для личного пользования.  Судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, в частности,  значительное количество ввозимых названным лицом вещей и их характер. 

Утверждения Файрушина Р.Ф. о том, что ввезенные товары были  предназначены для личных нужд и предназначены для его супруги,  двоюродной сестры супруги, матери, родной сестры, дочери 18.10.2014 г.р.  (на будущее в качестве приданого) и других родственников, направлены на  субъективную оценку установленных обстоятельств и доказательств.  Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с  оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том,  что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или)  предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела  об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Деяние Файрушина Р.Ф. квалифицировано в соответствии с  установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и таможенного законодательства. 

Порядок и срок давности привлечения Файрушина Р.Ф. к  административной ответственности соблюдены. 


Административное наказание назначено в пределах санкций части 1 статьи  16.2, статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с применением норм части 2 статьи 4.4 этого Кодекса с  учетом фактических обстоятельств дела, данных о личности заявителя и  отвечает целям и задачам законодательства об административных  правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов,  не установлено. 

Что касается ходатайства о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие  Файрушина РФ., то оно рассмотрению не подлежит ввиду того, что исходя  из положений статей 30.16, 30.18 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце 5  пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при  применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях», рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в  законную силу постановления и (или) решения по делам об административных  правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это  не предусмотрено указанным Кодексом. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 20 по судебному  району города Набережные Челны Республики Татарстан от 02.09.2020 № 5-20- 386/2020, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики  Татарстан от 21.10.2020 № 12-1750/2020 и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 01.03.2021 № 16-710/2021,  вынесенные в отношении Файрушина Рената Фаизовича по делу об  административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2  и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Файрушина Рената  Фаизовича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров