ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД21-43 от 26.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД21-43-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 26 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Родиной О.И., действующей в интересах  Хатамова Гайрата, на вступившие в законную силу постановление судьи  Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22  апреля 2020 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 19 июля 2021 года, состоявшиеся в отношении Хатамова  Гайрата по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани  Республики Татарстан от 22 апреля 2020 года, оставленным без изменения  постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19  июля 2021 года, Хатамов Гайрат признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде  административного штрафа в размере 5000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Родина О.И. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в  отношении Хатамова Гайрата по данному делу, ставя вопрос об их отмене и  прекращении производства по делу. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент 


[A1] возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Хатамова Гайрата к административной ответственности) невыполнение  правил поведения при введении режима повышенной готовности на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев,  предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение  или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной  тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до  пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до  пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч  рублей. 

Объективная сторона состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 названного Кодекса. 

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в  редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). 

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила). 

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять  законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по  предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,  создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также  осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью,  санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил). 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила  поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной 


[A2] ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на  территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во  исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом  «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут  предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1,  пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря  1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера») («Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции  (СОУГО-19) № 1», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской  Федерации 21 апреля 2020 года). 

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской  Федерации Президентом Республики Татарстан принято распоряжение от 19  марта 2020 года № 129 «О введении режима повышенной готовности для  органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и  ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан», согласно  которому с 19 марта 2020 года и до особого распоряжения введен режим  повышенной готовности и установлен региональный (межмуниципальный)  уровень реагирования. 

Пунктом 3 указанного распоряжения Кабинету Министров Республики  Татарстан поручено обеспечить принятие мер по предотвращению завоза и  распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции  (2019-пСоУ). 

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от  19 марта 2020 года № 208 «О мерах по предотвращению распространения в  Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции» с 30 марта 2020 года  до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки граждане обязаны  не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев  обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев  иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также следования к ближайшему  месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена  в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на  расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания),  выноса отходов до ближайшего места накопления отходов. Разрешается  передвижение по территории Республики Татарстан, если это связано с  осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с  законодательством, при наличии документа (справки) работодателя по форме,  установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан. 

Из материалов дела следует, что 21 апреля 2020 года в 15 часов 45 минут  Хатамов Гайрат в нарушение требований вышеуказанных норм покинул место 


[A3] своего жительства ( <...>) и находился в районе <...>, не имея специального  разрешения на передвижение. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении,  объяснениями Хатамова Гайрата и иными материалами дела, которые  получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в  соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих  отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении  дела не допущено. 

Действия Хатамова Гайрата квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установленной для граждан. 

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях лицо, совершившее административное  правонарушение, подлежит ответственности на основании закона,  действовавшего во время совершения административного правонарушения. 

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность  за административное правонарушение либо иным образом улучшающий  положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет  обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило  административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в  отношении которого постановление о назначении административного  наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях). 

Согласно материалам настоящего дела постановление судьи  Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 22  апреля 2020 года о назначении Хатамову Гайрату административного  наказания исполнено (л.д. 19). 

Право Хатамова Гайрата на защиту при производстве по делу не  нарушено. 


[A4] Постановление о привлечении названного лица к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел. 

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления  сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и  оснований для их отмены или изменения не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

постановил:

постановление судьи Приволжского районного суда города Казани  Республики Татарстан от 22 апреля 2020 года и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2021 года, вынесенные в  отношении Хатамова Гайрата по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника Родиной О.И., действующей в интересах Хатамова Гайрата, - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров