ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД21-46 от 03.12.2021 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД21-46-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 3 декабря 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Родиной Ольги Ивановны, действующей на  основании ордера в интересах Эзизова Мухамметораза, на вступившие в  законную силу постановление судьи Набережночелнинского городского суда  Республики Татарстан от 14 мая 2020 г. и постановление судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 г., состоявшиеся в  отношении Эзизова Мухамметораза по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики  Татарстан от 14 мая 2020 г., оставленным без изменения постановлением судьи  Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 г., Эзизов М.  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Родина О.И. просит об отмене постановлений, состоявшихся в отношении  Эзизова М. по настоящему делу об административном правонарушении,  приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к  следующим выводам.


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях невыполнение правил поведения при  введении режима повышенной готовности на территории, на которой  существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на  должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на  юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения  выражается в невыполнении правил поведения при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за  исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,  утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого  уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения  продолжительности жизни заболевших.

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января  2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоV) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ) граждане Российской  Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с данным  законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для  исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2»  статьи 10 Закона № 68-ФЗ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской  Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее - Правила № 417).

Указанные Правила предусматривают, что при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные  требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по  предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения  чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,


[A2] создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также  осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью,  санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на  территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной  ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.   № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим  должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов  государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений  данного Указа, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей  распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте  Российской Федерации, дано указание обеспечить разработку и реализацию  комплекса ограничительных и иных мероприятий.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и  обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения  при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а  также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта  Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил  поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Закона   № 68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б»  пункта 6 статьи 4.1, подпункты «а», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-  ФЗ).

Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19 марта 2020 г.   № 129 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и  сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан» в связи с угрозой  распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции  (2019-nCoV), в соответствии с Законом № 68-ФЗ, Законом Республики  Татарстан от 8 декабря 2004 г. № 62-ЗРТ «О защите населения и территорий от  чрезвычайных ситуаций» на территории данного региона с 19 марта 2020 г. и  до особого распоряжения введен режим повышенной готовности и установлен  региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта  2020 г. № 208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике  Татарстан новой коронавирусной инфекции» (в редакции, действовавшей на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  возбуждения дела об административном правонарушении) на граждан


[A3] возложена обязанность с 30 марта 2020 до улучшения санитарно- эпидемиологической обстановки не покидать места проживания (пребывания),  за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской  помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также следования  к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых  не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних  животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания  (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.  Разрешается передвижение по территории Республики Татарстан, если это  связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в  соответствии с законодательством, при наличии документа (справки)  работодателя по форме, установленной Кабинетом Министров Республики  Татарстан (подпункт «б» пункта 10).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 марта  2020 г. № 240 «О мерах по реализации постановления Кабинета Министров  Республики Татарстан от 19 марта 2020 г. № 208 «О мерах по предотвращению  распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции»  утвержден Порядок выдачи в Республике Татарстан специальных разрешений  на передвижение в период действия запретов и ограничений, введенных в целях  предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции  (действовавший на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для возбуждения дела об административном правонарушении,  признанный утратившим силу с 12 мая 2020 г. постановлением Кабинета  Министров Республики Татарстан от 10 мая 2020 г. № 375).

В соответствии с пунктом 8 данного порядка получение специального  разрешения на передвижение в период действия соответствующих запретов и  ограничений не требуется в следующих случаях:

а) обращение за экстренной (неотложной) медицинской помощью и в  случаях иной прямой угрозы жизни и здоровью;

б) следование к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг,  реализация которых не ограничена;

в) выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров  от места жительства (места пребывания);

г) вынос отходов до ближайшего места накопления отходов;

д) следование к месту (от места) работы в организации, деятельность  которой не приостановлена, выполнение служебных обязанностей в такой  организации при наличии документа (справки) работодателя по форме,  утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан;

е) перевозка грузов в пределах Республики Татарстан, а также связанная с  отправлением грузов из Республики Татарстан при наличии справки,  выдаваемой отправителем груза по форме, утвержденной Кабинетом  Министров Республики Татарстан;

ж) доставка волонтером лекарств, продуктов и товаров первой  необходимости отдельным категориям граждан при наличии документа


[A4] (справки), выданной Министерством по делам молодежи Республики  Татарстан.

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г.  утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению на  территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) № 1.

В данном документе в числе прочего разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, подпунктов «а»,  «у», «ф» пункта 1 статьи 11, статьи 19 Закона № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля  2020 г.) и Правил № 417 в их системной взаимосвязи следует, что граждане,  должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению  к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил № 417, так и за нарушение обязательных, а также  дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации  режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17  вышеназванного Обзора).

Согласно материалам дела 6 мая 2020 г. в 15 часов 50 минут Эзизов М.,  проживающий по адресу: 

, вопреки приведенным выше требованиям

подпункта «б» пункта 10 постановления Кабинета Министров Республики  Татарстан от 19 марта 2020 г. № 208 и порядка, утвержденного постановлением  Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 марта 2020 г. № 240, покинул  место своего жительства, находился в общественном месте возле д. 31А по  просп. Мира в г. Набережные Челны Республики Татарстан, не имея  специального разрешения на передвижение в период действия запретов и  ограничений, введенных в целях предотвращения распространения новой  коронавирусной инфекции, нарушив правила поведения при введении режима  повышенной готовности на территории, на которой существует угроза  возникновения чрезвычайной ситуации.

Фактические обстоятельства совершения административного  правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами:  протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), рапортом (л.д. 3),  письменными объяснениями Эзизова М. (л.д. 4), копией отрывной части бланка  уведомления о прибытии иностранного гражданина (л.д. 10), получившими  оценку в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего


[A5] анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  названного кодекса.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Эзизова М. состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся  доказательствам.

Деяние Эзизова М. квалифицировано в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению  законодательства.

Вопреки утверждению заявителя положения части 2 статьи 1.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в  рассматриваемом случае неприменимы, оснований для прекращения  производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 названного  кодекса не имеется.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях закон, смягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  улучшающий положение лица, совершившего административное  правонарушение, имеет обратную силу только в случае, если постановление о  назначении административного наказания не исполнено.

Вместе с тем вынесенное по настоящему делу постановление судьи  Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 мая  2020 г. исполнено, наложенный административный штраф уплачен, что  подтверждено соответствующей квитанцией (л.д. 17).

Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы  материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в соответствии с правилами  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 названного кодекса  для граждан с учетом фактических обстоятельств дела и данных о личности  Эзизова М., отвечает целям и задачам законодательства об административных  правонарушениях.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрена судьей кассационного суда в установленном главой 30 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  названного кодекса могли повлечь изменение или отмену обжалуемых  судебных актов, не установлено.


[A6] Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации

постановил:

постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики  Татарстан от 14 мая 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 20 июля 2021 г., состоявшиеся в отношении  Эзизова М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Родиной О.И.,  действующей в интересах Эзизова М., - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации