ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11-АД21-6 от 18.03.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АД21-6-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 18 марта 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника - адвоката Петровой О.С, действующей  на основании ордера в интересах Морозова Сергея Владимировича,  на вступившие в законную силу постановление судьи Чистопольского  городского суда Республики Татарстан от 13.05.2020 № 5-795/2020, решение  судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.06.2020 № 7-873/2020 и  постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от  28.08.2020 № 16-5332/2020, состоявшиеся в отношении директора  Региональной общественной организации спортивный клуб смешанных  единоборств «Варяг» Республики Татарстан Морозова Сергея Владимировича  (далее - Морозов СВ.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Чистопольского городского суда Республики  Татарстан от 13.05.2020 № 5-795/2020, оставленным без изменения решением  судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.06.2020 № 7-873/2020 и  постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от  28.08.2020 № 16-5332/2020, директор Региональной общественной  организации спортивный клуб смешанных единоборств «Варяг» Республики  Татарстан Морозов СВ. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, ему  назначено административное наказание в виде административного штрафа в  размере 10 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  - адвокат Петрова ОС. выражает несогласие с судебными актами, 


состоявшимися в отношении Морозова СВ., ставя вопрос об их отмене. 

Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти  к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Морозова СВ. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на  которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне  чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2  статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до  тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти  тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239  определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с  распространением новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19). 

Пунктом 2 названного Указа высшим должностным лицам  (руководителям высших исполнительных органов государственной власти)  субъектов Российской Федерации с учетом положений этого Указа, исходя из  санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения  новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) в субъекте Российской  Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса  ограничительных и иных мероприятий, к числу которых в первую очередь  отнесено приостановление (ограничение) деятельности находящихся на  соответствующей территории отдельных организаций независимо от  организационно-правовой формы и формы собственности, а также  индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5  упомянутого Указа. 

Из пункта 4 данного Указа следует, что данный документ не  распространяется на непрерывно действующие организации; медицинские и  аптечные организации; организации, обеспечивающие население продуктами  питания и товарами первой необходимости; организации, выполняющие  неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при  возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего  опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь,  здоровье или нормальные жизненные условия населения; организации, 


осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;  организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных  функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам); иные  организации, определенные решениями высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно- эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) в субъекте Российской Федерации. 

Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19.03.2020 № 129  введен режим повышенной готовности для органов управления и сил  территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций Республики Татарстан. 

Подпунктами «а», «б» пункта 5 постановления Кабинета Министров  Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 «О мерах по предотвращению  распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции»  (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 30.03.2020 № 234) определено, что с 30.03.2020  до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки на граждан в  возрасте старше 65 лет, а также лиц, имеющих заболевания, указанные в  приложении к данному постановлению, возложена обязанность не покидать  места проживания (пребывания), за исключением случаев прямой угрозы  жизни и здоровью. Указанное ограничение не распространяется на  руководителей и работников организаций и органов власти, чье нахождение  на рабочем месте является критически важным для обеспечения их  функционирования, при наличии документа (справки) работодателя по форме,  установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан; на иных  граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания),  за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской  помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также  следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг,  реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим  постановлением, выгула домашних животных на расстоянии,  не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса  отходов до ближайшего места накопления отходов. Разрешается  передвижение по территории Республики Татарстан, если это связано с  осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с  законодательством, при наличии документа (справки) работодателя по форме,  установленной Кабинетом Министров Республики Татарстан. 

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от  31.03.2020 № 240 утверждена, в числе иного, форма документа (справки)  работодателя. Пунктом 2 этого нормативно-правового акта установлено,  в частности, что действие документа (справки) работодателя 


не распространяется на передвижение по территории Республики Татарстан,  не связанное с выполнением служебных обязанностей. 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020  утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с  применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции  (СОУЮ-19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от  21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и  организациями, при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила), в их системной  взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также  дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской  Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации  (вопрос 17 вышеназванного Обзора). 

При этом граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять  установленные правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона  от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера»). 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для вынесения обжалуемых судебных актов  послужили выводы о том, что директор Региональной общественной  организации спортивный клуб смешанных единоборств «Варяг» Республики  Татарстан (Республика Татарстан, г. Чистополь, ул. К. Либкнехта, д. 45, кв. 3) 


Морозов СВ. в период действия запретов и ограничений, введенных в целях  предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ- 19), 15.04.2020 выдал С. справку работодателя № 1.

Возглавляемая названным лицом организация не относится к Перечню  организаций, на которые в Республике Татарстан не распространяется  действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239  «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия  населения на территории Российской Федерации в связи с распространением  новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» (приложение № 2 к  постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020  № 208). Справка была изъята у С. 23.04.2020 во время нахождения последнего возле д. <...> Республики Татарстан. 

Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, протоколом изъятия вещей и документов  от 23.04.2020 (л.д. 2), копиями справки работодателя от 15.04.2020 № 1,  выданной на имя С. директором указанной выше организации Морозовым СВ. (л.д. 3), письменных объяснений С. из которых следует представление им вышеупомянутой справки сотрудникам полиции  около 20 часов 00 минут 23.04.2020 (л.д. 5), письменных объяснений Морозова  <...>, подтвердившего выдачу справки работодателя от 15.04.2020 С. Д.П. для осуществления деятельности по заключению договоров с выездом  к клиенту (л.д. 7), приказа от 11.03.2019 № 1/К о вступлении Морозова СВ.  в должность директора Региональной общественной организации спортивный  клуб смешанных единоборств «Варяг» Республики Татарстан (л.д. 11),  протоколом об административном правонарушении, подписанным Морозовым  СВ. без замечаний (л.д. 48), и иными материалами дела, оцененными в  совокупности с другими материалами дела об административном  правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  этого Кодекса. 

Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и  правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие  административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого  к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на  основании исследования перечисленных выше и иных представленных в 


материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися  между собой. 

Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  не следует, что при составлении протокола об административном  правонарушении и рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и  (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Порядок и срок давности привлечения Морозова СВ. к  административной ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено привлекаемому  к административной ответственности лицу в минимальном размере  административного штрафа, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  должностных лиц. 

Согласно имеющимся в материалах дела сведениям постановление  о назначении административного наказания Морозовым СВ. исполнено  (л.д. 96). 

При таких обстоятельствах и с учетом положений части 2 статьи 1.7  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  обжалуемые защитником - адвокатом Петровой ОС. судебные акты,  вынесенные в отношении привлекаемого по данному делу об  административном правонарушении лица, отмене не подлежат. 

Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Чистопольского городского суда Республики  Татарстан от 13.05.2020 № 5-795/2020, решение судьи Верховного Суда  Республики Татарстан от 17.06.2020 № 7-873/2020 и постановление судьи  Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2020 № 16- 5332/2020, состоявшиеся в отношении директора Региональной общественной 


организации спортивный клуб смешанных единоборств «Варяг» Республики  Татарстан Морозова Сергея Владимировича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, жалобу защитника - адвоката Петровой ОС. - без удовлетворения.  Судья Верховного Суда 

Российской Федерации СБ. Никифоров