ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 117-АД23-1-К4
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва 20 июля 2023 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев жалобу защитника Нижегородова Б.Г., действующего на основании доверенности в интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 03 ноября 2020 года, решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 марта 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 23 июня 2021 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года, вынесенные в отношении директора Департамента сельского хозяйства города Севастополя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 03 ноября 2020 года директор Департамента сельского хозяйства города Севастополя (далее также - Департамент) ФИО1 (далее также - должностное лицо) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Севастопольского городского суда от 23 июня 2021 года и постановлением судьи Четвертого кассационного суда
общей юрисдикции от 14 января 2022 года, указанное постановление должностного лица
изменено: действия Чумакова Д.С. квалифицированы по статье 15.15.7 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 07 июня 2017 года № 118-ФЗ. В остальной части постановление по делу оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Нижегородов Б.Г. выражает несогласие с состоявшимися по данному делу актами и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы приводит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании приказа Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 27 сентября 2019 года № 268 в период с 19 ноября по 30 декабря 2019 года в отношении Департамента сельского хозяйства города Севастополя проведена плановая выездная проверка на предмет использования средств из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», по результатам которой выявлены нарушения бюджетного законодательства, выразившиеся в отсутствии обоснования (расчетов) плановых сметных показателей и необходимых документов для составления бюджетной сметы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов от 09 января 2018 года, а именно: не произведены расчеты к обоснованию плановых сметных показателей, используемых при формировании бюджетной сметы, изменениям к бюджетной смете, которые являются неотъемлемой частью сметы, по видам расходов 632, 811, 812 «Субсидии» за счет средств федерального бюджета на общую сумму 182 435 989 рублей 82 копейки.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении директора Департамента ФИО1 настоящего дела об административном правонарушении и его привлечения в соответствии с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 03 ноября 2020 года к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
При рассмотрении 18 марта 2021 года жалобы ФИО1 на состоявшееся по делу постановление судья районного суда, руководствуясь частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения), исходя из того, что датой совершения
вмененного ФИО1 правонарушения является 10 декабря 2018 года, пришел к
выводу о квалификации действий Чумакова Д.С. по статье 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 07 июня 2017 года № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действующей на момент совершения административного правонарушения.
По результатам рассмотрения жалобы судьей районного суда вынесено решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении в означенной части с оставлением в остальной части данного постановления без изменения.
Вышестоящие судебные инстанции с принятым судьей районного суда решением согласились.
Вместе с тем изложенные в обжалуемых актах выводы о виновности директора Департамента сельского хозяйства города Севастополя ФИО1 в совершении вмененного противоправного деяния нахожу преждевременными.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции названного Федерального закона от 07 июня 2017 года № 118-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 15.15.7 изложена в следующей редакции:
«Статья 15.15.7. Нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнении
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В данной редакции указанная статья действует с 09 июня 2019 года.
Таким образом, субъектами административной ответственности как по части 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ, так и по статье 15.15.7 указанного Кодекса в редакции Федерального закона от 07 июня 2017 года № 118-ФЗ являются должностные лица казенных учреждений.
Между тем Департамент сельского хозяйства города Севастополя (в соответствии с указом Губернатора города Севастополя от 31 октября 2020 года № 90- УГ преобразован в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя) согласно Положению о Департаменте сельского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16 ноября 2017 года № 868-ПП, является исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
Однако должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и нижестоящими судами при рассмотрении соответствующих жалоб не дана оценка на предмет относимости Департамента сельского хозяйства города Севастополя к казенному учреждению в смысле, придаваемом данному понятию положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с идентификацией организационно-правовой формы означенного исполнительного органа государственной власти города Севастополя.
Кроме того, нельзя согласиться с суждением судьи районного суда о том, что датой совершения вмененного ФИО1 правонарушения является 10 декабря 2018 года (дата последних изменений показателей бюджетной сметы, внесенных Департаментом).
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, сформулированной в абзаце 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005
года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела, директору Департамента ФИО1 вменено отсутствие обоснования (расчетов) плановых сметных показателей и необходимых документов для составления бюджетной сметы на 2018 год, что было обнаружено по результатам проведения органом государственного контроля в период с 19 ноября по 30 декабря 2019 года плановой выездной проверки.
Невыполнение предусмотренной правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бюджетного законодательства, обязанности по предоставлению обоснования (расчетов) плановых сметных показателей и необходимых документов для составления бюджетной сметы на 2018 год к установленному сроку, должностному лицу ФИО1 не вменено.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данные законоположения направлены на реализацию задач производства по делам об административных правонарушениях и обеспечение процессуальных прав лиц, участвующих в деле.
В рассматриваемом случае разрешение настоящего дела нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях о всесторонности, полноте, объективности выяснения обстоятельств каждого дела и разрешении его в соответствии с законом, а потому решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 марта 2021 года, а также состоявшиеся в порядке его обжалования решение судьи Севастопольского городского суда от 23 июня 2021 года и постановление судьи
Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года подлежат
отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное в настоящем постановлении и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Вопрос о законности и обоснованности привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности подлежит разрешению при новом рассмотрении жалобы на постановление по делу, в связи с чем доводы жалобы в означенной части не подлежат рассмотрению по существу в настоящей стадии производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
жалобу защитника Нижегородова Б.Г. удовлетворить частично.
Решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 марта 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 23 июня 2021 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 года, состоявшиеся в отношении директора Департамента сельского хозяйства города Севастополя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Гагаринский районный суд города Севастополя.
Жалобу в части несогласия с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю от 03 ноября 2020 года оставить без рассмотрения по существу.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации СИ. Кузьмичев