648635038
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 306-АД14-4313
ПОСТАНОВЛЕНИЕ | ||
г. Москва | 26 января 2015 г. |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» (далее – общество) ФИО1 на постановление заместителя государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области (далее – управление) от 16 сентября 2013 года № 03-100/2013, решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 января 2014 года по делу № А49-7807/2013, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
общество обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением об оспаривании постановления управления Федеральной службы надзору в сфере природопользования по Пензенской от 16 сентября 2013 года № 03-100/2013, которым оно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24 января 2014
года в удовлетворении требования об оспаривании постановления
административного органа отказано, производство по делу прекращено в
части требований общества о прекращении административного дела в связи
с неподведомственностью данного требования арбитражному суду.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество в своей жалобе просит об отмене состоявшихся в отношении него решения и постановлений, считая их незаконными.
Жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации
собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из судебных актов усматривается, что проверкой установлено несоблюдение обществом экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: 02.09.2013 общество осуществляло вывоз с обслуживаемых контейнерных площадок отходов, подлежащих размещению на свалке твердых бытовых отходов (ТБО), и осуществляло их несанкционированное складирование на территории, прилегающей к свалке ТБО города Нижний Ломов.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление управления от 16 сентября 2013 года № 03-100/2013, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Судами установлено, что документы, подтверждающие факт размещения отходов ТБО на полигоне размещения отходов ТБО (свалке), общество не представило, фактически выгрузка производилась с обратной стороны обваловки, то есть за территорией свалки.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводам о том, что материалами дела подтверждается несоблюдение обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Исходя из конкретных обстоятельств по делу и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы, аналогичные указанным в жалобе, в том числе об отсутствии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ и нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, были предметом проверки судов, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 названного кодекса для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях,
постановил:
постановление заместителя государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области от 16 сентября 2013 года № 03-100/2013, решение Арбитражного суда Пензенской области от 24 января 2014 года по делу № А49-7807/2013, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2014 года, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Малое универсальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда | |
Российской Федерации | С.Б. Никифоров |
2
3
4