ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 127-АД22-7 от 07.07.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 127-АД22-7-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 7 июля 2022 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Иванова Андрея Жоржевича на вступившие в законную  силу постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым  от 3 марта 2021 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном  объеме), решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 20 апреля  2021 г. и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 3 сентября 2021 г., вынесенные в отношении индивидуального  предпринимателя Иванова Андрея Жоржевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от  2 сентября 2020 г. индивидуальный предприниматель Иванов А.Ж. признан  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 54- 55). 

Решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 г.  постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от  2 сентября 2020 г. отменено, дело возвращено в тот же суд на новое 

рассмотрение (л.д. 85-89). 


[A1] Постановлением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым  от 3 марта 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного  Суда Республики Крым от 20 апреля 2021 г. и постановлением судьи  Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 сентября 2021 г.,  индивидуальный предприниматель Иванов А.Ж. признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с назначением административного наказания в виде  административного штрафа в размере 50 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Иванов А.Ж. просит об отмене постановления судьи Раздольненского  районного суда Республики Крым от 3 марта 2021 г., решения судьи  Верховного Суда Республики Крым от 20 апреля 2021 г. и постановления судьи  Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 сентября 2021 г.,  вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном  правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена административная ответственность за  нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении  действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении  санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. 

В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие),  совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении  угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для  окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории  ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в  установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания  (постановления) или требования органа (должностного лица),  осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий влекут наложение административного  штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на  должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;  на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или  административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Из материалов дела следует, что 6 августа 2020 г. прокуратурой  Раздольненского района Республики Крым с привлечением главного 

специалиста-эксперта территориального отдела по Черноморскому и 


[A2] Раздольненскому районам Межрегионального управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю  (далее - территориальный отдел управления Роспотребнадзора) проведена  проверка в отношении индивидуального предпринимателя Иванова А.Ж.,  осуществляющего деятельность по производству и реализации бутилированной  питьевой воды на территории частного домовладения, расположенного по  адресу: <...>

В ходе проверки выявлено допущенное в период возникновения угрозы  распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,  нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, предусмотренных  «СанПиН 2.1.4.1116-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных  мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды,  расфасованной в емкости. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы», утвержденными Главным государственным санитарным  врачом Российской Федерации 15 марта 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1116-02): 

- в нарушение пункта 2.8 СанПиН 2.1.4.1116-02 не проводится  обеззараживание емкостей для розлива и обеззараживание или  консервирование воды; 

- в нарушение пункта 2.9 СанПиН 2.1.4.1116-02 емкости выполнены из  синтетических материалов (отсутствует термометр для измерения температуры  режима и психрометр для измерения влажности воздуха, на емкости с питьевой  водой отсутствует отметка о дате изготовления, готовая продукция хранится  непосредственно в автотранспорте для доставки в гараже); 

- вода бутилированная высшей категории Ацуа Во1атка по органическим,  органолептическим показателям и показателям нормативов качества  расфасованной воды не соответствует требованиям пунктов 4.1, 4.3 (таблица 1),  4.6 (таблица 4), 4.7 (таблица 5) СанПиН 2.1.4.1116-02. 

Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. № 63-У «О введении  режима повышенной готовности на территории Республики Крым» с целью  предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции на  территории Республики Крым введен режим функционирования «Повышенная  готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы  единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 г. и до особого  распоряжения. 

По факту допущенного в период возникновения угрозы распространения  заболевания, представляющего опасность для окружающих, нарушения  законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения постановлением и.о. прокурора Раздольненского  района Республики Крым от 18 августа 2020 г. в отношении индивидуального 

предпринимателя Иванова А.Ж. возбуждено дело об административном 


[A3] правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными  доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном  правонарушении (л.д. 1-4); сведениями, представленными территориальным  отделом управления Роспотребнадзора (л.д. 6); решением о проведении  проверки (л.д. 16); справкой о результатах проверки (л.д. 22-25);  фотоматериалами (л.д. 26-33); экспертным заключением по гигиенической  оценке результатов лабораторных исследований, испытаний (л.д. 34-36);  экспертным заключением гигиенической оценки маркировки изделия  (продукции) (л.д. 37-38); письменными объяснениями Иванова А.Ж. (л.д. 40- 41); показаниями главного специалиста-эксперта территориального отдела  управления Роспотребнадзора П. (л.д. 173-174, 178 оборот) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии индивидуального  предпринимателя Иванова А.Ж. состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении соблюдены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Действия индивидуального предпринимателя Иванова А.Ж.  квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами данного кодекса и законодательства в области  санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 

Доводы жалобы о том, что индивидуальный предприниматель  Иванов А.Ж. не относится к числу субъектов, перечисленных в пункте 1  статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре  Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), у прокурора  отсутствовали полномочия по организации и проведению в отношении его  проверки, она осуществлялась с нарушением норм названного закона, основаны  на неверном толковании заявителем указанной нормы. 

В силу пункта 1 статьи 21 названного закона предметом прокурорского  надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и  исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том  числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих 

организаций. 


[A4] Согласно пункту 2 указанной статьи проверка исполнения законов  проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о  фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае,  если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения  указанной проверки. 

Исходя из положений пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре, прокурор  при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении  служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в  помещения субъектов, указанных в пункте 1 статьи 21 названного закона, иметь  доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с  поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;  выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения  проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 

Таким образом, прокурор вправе проводить проверки хозяйствующих  субъектов в рамках прокурорского надзора. Факты, выявленные прокурором в  ходе прокурорской проверки, проведенной на основании полученной  информации, являются надлежащими доказательствами по делу об  административном правонарушении. 

Пунктом 3 статьи 21 Закона о прокуратуре предусмотрено, что решение о  проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и  доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного  представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала  проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке  указываются цели, основания и предмет проверки. 

К участию в проведении проверки могут привлекаться представители  иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21 Закона о прокуратуре). 

Согласно материалам дела проверка соблюдения индивидуальным  предпринимателем Ивановым А.Ж. требований законодательства проведена  6 августа 2020 г. Раздольненской районной прокуратурой Республики Крым в  связи с поступившей информацией о нарушениях законодательства и на  основании решения заместителя прокурора Раздольненского района  Республики Крым от 13 июля 2020 г. № 185. 

Данное решение отвечает требованиям пункта 3 статьи 21 Закона о  прокуратуре и приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от  17 марта 2017 г. № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского  надзора в связи с принятием Федерального закона от 7 марта 2017 г. № 27-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской  Федерации» (далее - приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации  от 17 марта 2017 г. № 172), содержит указание о целях, основаниях и предмете  проверки. 

Закона о прокуратуре, что удостоверено подписью указанного лица (л.д. 16). 


[A5] Проверка проведена с привлечением главного специалиста-эксперта  территориального отдела управления Роспотребнадзора. Результаты проверки  зафиксированы в соответствующем документе с изложением выявленных  нарушений (л.д. 22-25). 

Вопреки утверждению заявителя из материалов дела не следует, что при  осуществлении надзора за исполнением законов прокуратурой подменен  территориальный отдел управления Роспотребнадзора, равно как и не  содержится данных о расширении предмета проверки. 

Оснований для вывода о том, что при проверке информации о нарушениях  законодательства прокуратурой не соблюдены требования Закона о  прокуратуре, приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от  17 марта 2017 г. № 172, не имеется. 

Утверждение заявителя о том, что прокурор возбудил дело об  административном правонарушении, предусмотренном нормой, не указанной в  статье 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, не основано на положениях этой статьи, в силу части 1  которой при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской  Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской  Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном  правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным  кодексом или законом субъекта Российской Федерации. 

Постановление о возбуждении дела об административном  правонарушении вынесено прокурором 18 августа 2020 г. с соблюдением  требований статей 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. Лицо, в отношении которого возбуждено  производство по делу об административном правонарушении, индивидуальный  предприниматель Иванов А.Ж. при вынесении прокурором данного  постановления участие принимал, ему разъяснены права, предусмотренные  статьей 25.1 названного кодекса, и положения статьи 51 Конституции  Российской Федерации, предоставлена возможность давать объяснения  относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения, с  содержанием постановления он ознакомлен, его копию получил. Объективных  данных, которые могли бы свидетельствовать об обратном, нет. 

Необходимые сведения, в том числе об обстоятельствах  административного правонарушения, в данном постановлении отражены,  событие административного правонарушения описано надлежащим образом с  учетом диспозиции части 2 статьи 6.3 названного кодекса. Исправлений,  связанных с существом вмененного индивидуальному предпринимателю  Иванову А.Ж. административного правонарушения, в постановление не  вносилось, он был осведомлен, в совершении каких противоправных действий  обвиняется, не лишен возможности высказывать свою позицию относительно  обстоятельств административного правонарушения и реализовать гарантии 

защиты в ходе производства по делу. 


[A6] Несоблюдение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях срока вынесения  прокурором постановления о возбуждении дела об административном  правонарушении не признается существенным нарушением, поскольку этот  срок не является пресекательным и не исключает производство по делу об  административном правонарушении. 

Собранные по делу доказательства отвечают требованиям главы 26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  последовательны, непротиворечивы и обоснованно признаны судебными  инстанциями достоверными относительно события административного  правонарушения. Нарушений, которые могли бы повлечь признание их  недопустимыми, не установлено. 

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не  следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и (или)  предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями  обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в соответствии с правилами,  предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.3  названного кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, предусмотренном  статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от  3 марта 2021 г., решение судьи Верховного Суда Республики Крым от  20 апреля 2021 г. и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 3 сентября 2021 г., вынесенные в отношении индивидуального  предпринимателя Иванова А.Ж. по делу об административном 

правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской 


[A7] Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу Иванова А.Ж. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Л%. Никифоров