ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 127-АД23-9 от 02.10.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 127-АД23-9-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 02 октября 2023 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу Дубинова Игоря Евгеньевича на вступившие в законную  силу постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от  02 ноября 2018 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 11 июня 2020 года, вынесенные в отношении  гражданина Республики Украина Дубинова Игоря Евгеньевича (далее - Дубинов И.Е.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях,  

установил:

постановлением судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 02  ноября 2018 года Дубинов И.Е. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской  Федерации. 

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 08 ноября  2019 года в удовлетворении ходатайства Дубинова И.Е. о восстановлении  пропущенного процессуального срока обжалования указанного постановления  отказано, жалоба возвращена заявителю. 

Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции  от 11 июня 2020 года постановление судьи Алуштинского городского суда  Республики Крым от 02 ноября 2018 года оставлено без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Дубинов 

И.Е. просит об отмене постановления судьи Алуштинского городского суда 


Республики Крым от 02 ноября 2018 года и постановления судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 11 июня 2020 года, вынесенных в  отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, и  прекращении производства по делу. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов истребованного дела об административном  правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Дубинова И.Е. к административной ответственности) нарушение иностранным  гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в  Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации,  или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в  соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации  по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат  признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного  штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации. 

Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое  положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются  Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из  Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) и Федеральным законом от 25 июля 2002 года   № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона № 115-ФЗ законно находящимся в  Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее  действительные вид на жительство, либо разрешение на временное  проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные  предусмотренные федеральным законом или международным договором  Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного  гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 названного Федерального закона  срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного  гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем  получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение  каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев,  предусмотренных этим законом, а также в случае, если такой срок не продлен в 

соответствии с данным законом. При этом непрерывный срок временного 


пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не  может превышать девяносто суток. 

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом  или международным договором Российской Федерации, за исключением  случаев перечисленных в пункте 2 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ иностранный  гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской  Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с  соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда  из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в  Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда  через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися  на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Согласно материалам дела об административном правонарушении в 15  часов 40 минут 01 ноября 2018 года было установлено, что гражданин  Республики Украины Дубинов И.Е., находившийся возле дома <...> по улице  <...> в городе <...> Республики <...>, нарушил режим пребывания  (проживания) в Российской Федерации, а именно находился на территории  Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание  (проживание) на территории Российской Федерации. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами, в том числе протоколом об административном  правонарушении, объяснениями Дубинова И.Е., которым дана оценка в  совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Таким образом, действия Дубинова И.Е. образуют объективную сторону  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Дубинова И.Е. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока 


давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения названного  лица к административной ответственности соблюден. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3, 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Доводы жалобы о том, что Дубинов И.Е. на территорию Российской  Федерации не въезжал, поскольку проживал на территории Республики Крым с  2008 года (до того, как указанная Республика вошла в состав Российской  Федерации), подлежат отклонению. 

Согласно частям 1, 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от  21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию  Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых  субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со  дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в  составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без  гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики  Крым или на территории города федерального значения Севастополя,  признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые  в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить  имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо  остаться лицами без гражданства. Документы, удостоверяющие личность  гражданина Российской Федерации, выдаются в течение трех месяцев со дня  принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе  Российской Федерации новых субъектов. 

Из материалов дела следует, что на момент выявления административного  правонарушения Дубинов И.Е. документа, удостоверяющего личность  гражданина Российской Федерации не имел, согласно паспорту гражданина  Республики Украины местом проживания названного лица является  <...> область. 

В соответствии с данными ФМС России АС ЦБДУИГ 14 марта 2008 года  УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дубинову И.Е.  выдано разрешение на трудовую деятельность (сроком по 12 марта 2009 года),  29 марта 2008 года названному лицу была выдана миграционная карта в  г. Белгороде. 

Сведений достоверно подтверждающих постоянное проживание Дубинова  И.Е. на территории Республики<...> до 21 марта 2014 года материалы дела не  содержат. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах, 

установленных законом, предусматривающим ответственность за данное 


административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях. При назначении  административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

При назначении Дубинову СИ. административного наказания требования  статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях судьей городского суда соблюдены. 

Вопреки доводам жалобы наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих  на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности  соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является  основанием к невозможности применения к нему наказания в виде  административного выдворения за ее пределы. 

Брак с гражданкой Российской Федерации К. заключен 30 ноября 2019 года, ребенок Д. приобрел гражданство Российской Федерации 05 августа 2019 года на основании части 1 статьи 4 Федерального  конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в  Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской  Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального  значения Севастополя», то есть после вынесения постановления о привлечении  Дубинова И.Е. к административной ответственности. 

Назначенное Дубинову СИ. административное наказание основано на  данных, подтверждающих необходимость применения к нему примененных  мер ответственности и их соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям  административного наказания, связанным с предупреждением совершения  новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. 

Порядок привлечения названного лица к административной  ответственности соблюден. 

Постановление по настоящему делу об административном  правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного  частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской 

Федерации 


постановил:

постановление судьи Алуштинского городского суда Республики Крым от 02  ноября 2018 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 11 июня 2020 года, состоявшиеся в отношении гражданина  Республики Украина Дубинова Игоря Евгеньевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Дубинова Игоря Евгеньевича - без  удовлетворен ия. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев