ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-19984/2015 от 04.03.2016 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-АД15-18844

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 04 марта 2016 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев  жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике  Тыва на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 21.07.2015 по делу № А56-14802/2015 и постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по тому же делу, 

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Санкт-Петербург Телеком» (далее –  общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по  Республике Тыва (далее – управление, антимонопольный орган) от 06.02.2015  по делу об административном правонарушении № А144-19.8/14 о привлечении  общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП  РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей. 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 21.07.2015 заявленное требование удовлетворено. 

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  от 02.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва  обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные  акты, ссылаясь на неправильное применение норм права. 


По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов  оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено. 

Как установлено судами, в управление поступили заявления гражданина  Иванцова Н.А. о получении на номер его мобильного телефона смс-сообщений  рекламного характера. 

В связи с рассмотрением указанных заявлений антимонопольным органом  письмом от 16.10.2014 № 4-2189 в целях осуществления государственного  надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в  порядке статьи 34 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»  (далее – Закон о рекламе) у общества «Санкт-Петербург Телеком» запрошены  сведения о принадлежности указанного номера обществу с приложением копии  договора об оказании услуг по номеру, а также распечатки входящих смс- сообщений на указанный номер за определенные даты. 

Письмом от 13.11.2014 общество сообщило, что указанный номер  принадлежит ресурсу нумерации компании ОАО «Санкт-Петербург Телеком»  (информация с официального источника на сайте Федерального агентства  связи). Иную информацию общество отказалось предоставить со ссылкой на  статью 23 Конституции Российской Федерации, статью 63 Федерального закона  от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), статью 3  Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее  – Закон о персональных данных). 

Управление письмом от 27.11.2014 № 4-2580 повторно запросило у  общества названные сведения, указав, что в случае непредоставления  запрашиваемой информации до 17.12.2014 обществу надлежит явиться в  антимонопольный орган 23.12.2014 для составления протокола. 

Письмом от 16.12.2012 общество повторно отказало управлению в  предоставлении запрашиваемых сведений. 

Посчитав, что общество неправомерно отказало в предоставлении  запрошенной информации, антимонопольный орган 23.12.2014 в отношении  общества в отсутствие его представителя составил протокол № А144-19.8/14 об  административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.8  КоАП РФ, а постановлением от 04.02.2015 по делу № А144-19.8/14 общество  привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.8 КоАП  РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей. 

В соответствии с частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в  федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений  (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно  представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в  искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации)  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати  тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона о рекламе юридические лица,  индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный  орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в  установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, 


информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию,  составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну),  включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать  уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к  такой информации. 

Согласно части 2 статьи 34 Закона о рекламе неисполнение требований  указанных в части 1 данной статьи влечет за собой ответственность виновных  лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии со статьей 53 Закона о связи сведения об абонентах и  оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу  исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией  ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством  Российской Федерации. К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя,  отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное  наименование) абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество  руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента  или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие  данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное  оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи,  в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента. Предоставление  третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только  с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом и другими федеральными законами. 

В силу статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять  уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской  Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им  услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения  возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными  законами. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными  государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации,  устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005   № 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с  уполномоченными государственными органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность. 

В статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» указаны органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность, среди которых антимонопольный орган не указан.  Названный Закон не содержит прямого указания на полномочие Федеральной  антимонопольной службы и ее территориальных органов запрашивать у  операторов связи сведения об абонентах. 


Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной  связи, принимая во внимание характер запрошенных антимонопольным  органом у общества сведений, отнесенных статьей 53 Закона о связи к  категории информации ограниченного доступа, соблюдение  конфиденциальности которых является обязательным в соответствии со  статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,  информационных технологиях и о защите информации», а также статьей 7  Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», суды  пришли к выводу о том, что отказ общества (оператора связи) в предоставлении  антимонопольному органу информации, содержащей персональные данные  физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу,  является правомерным. 

С учетом этого суды пришли к выводу об отсутствии в действиях  общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 6 статьи 19.8 КоАП РФ, что явилось основанием для признания  незаконным и отмены постановления антимонопольного органа. 

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических  обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой  доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и  законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том,  что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или)  предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие  всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального  права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или  отмены обжалуемых судебных актов не имеется. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 21.07.2015 по делу № А56-14802/2015 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2015 по тому же  делу оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной  антимонопольной службы по Республике Тыва – без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Е.Н. Зарубина