ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-25025/2014 от 10.07.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-АД15-7060

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10.07.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,  рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «О’КЕЙ» на  решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 15.09.2014 по делу № А56-30892/2014 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по тому же  делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «О’КЕЙ» к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в Выборгском и  Калининском районах о признании незаконным и отмене постановления  от 06.05.2014 № Ю 78-02-03-996 о привлечении к административной  ответственности, предусмотренной статьей 14.15 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «О’КЕЙ» (далее – общество)  обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу в  Выборгском и Калининском районах (далее – административный орган) о  признании незаконным и отмене постановления от 06.05.2014   № Ю 78-02-03-996 о привлечении к административной ответственности, 


предусмотренной статьей 14.15 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 15.09.2014, оставленным без изменения постановлением  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014, обществу  отказано в удовлетворении заявленных требований. 

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и направить дело  на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Рассмотрев доводы жалобы и принятые по делу судебные акты оснований  для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено. 

Как следует из судебных актов, 18.04.2014 в ходе проверки торговых  площадей общества, проведенной на основании обращения потребителя,  административным органом выявлен факт реализации обществом  промышленных товаров с нарушением требований пунктов 18 и 19 Правил  продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, а именно:  ненадлежащее оформление ценников на реализуемые товары. 

Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 18.04.2014 и  зафиксированы на фотоматериалах. 

Выявленные нарушения послужили основанием для составления  административным органом протокола от 25.04.2014 № Ю 78-02-03-769/з об  административном правонарушении и вынесения постановления от 06.05.2014   № Ю 78-02-03-996 о привлечении общества к административной  ответственности, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ, с назначением  наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. 

Не согласившись с указанным постановлением административного органа,  общество оспорило его в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и  Ленинградской области. 

Согласно статье 14.15 КоАП РФ нарушение установленных правил  продажи отдельных видов товаров - влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи  пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей;  на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации  от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите 


прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно  предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о  товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного  выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы  доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством  Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55  утверждены Правила продажи отдельных видов товаров (далее – Правила  продажи), разработанные в соответствии с Законом о защите прав  потребителей, которые регулируют отношения между покупателями и  продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и  непродовольственных товаров. 

В соответствии с пунктом 5 Правил продажи продавец при осуществлении  своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации  и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными  правовыми актами Российской Федерации. 

Пунктом 11 Правил продажи установлено, что продавец обязан  своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя  необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях,  обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в  обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия  приобретения товаров. 

Согласно пункту 18 Правил продажи цены товаров, реализуемых  продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех  покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или  иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот  для отдельных категорий покупателей. 

В силу пункта 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие  единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с  указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или  единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати  организации, даты оформления ценника. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что  на ценниках реализуемых товаров были указаны две цены: «Цена по карте» и  «Цена без карты», с выделением «Цены по карте» более крупным шрифтом,  чем «Цена без карты», а также факт оформления ценников как желтого, так и 


красного цвета, руководствуясь положениями Закона о защите прав  потребителей, требованиями Правил продажи, статьей 14.15 КоАП РФ суды  пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного  правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.15 КоАП  РФ. 

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для  рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании  полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле  доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суды признали правомерным  оспариваемое постановление административного органа и отказали обществу в  удовлетворении заявленных требований. 

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской  Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действия состава  вмененного административного правонарушения, поскольку ни Законом о  защите прав потребителей, ни Правилами продажи не запрещено доведение до  покупателей наравне с информацией о регулярной цене информации о цене на  товар по скидочной карте. Информируя о цене реализуемых товаров как по  скидочной карте, так и о цене без скидочной карты, общество не вводит  потребителей в заблуждение. 

Вместе с тем указанные доводы связаны с переоценкой доказательств и  фактических обстоятельств дела, установленных судами относительно  осуществления обществом реализации товаров с нарушением требований  Правил продажи, поскольку оформленные обществом ценники на реализуемые  товары не отвечают требованиям единообразия и четкости, чем вводят  потребителей в заблуждение. При этом как указали суды, содержащееся в  пункте 18 Правил продажи требование о том, что цены товаров должны быть  одинаковыми для всех покупателей, не ставит под сомнение как таковую  возможность предоставления продавцом скидок на реализуемые им товары, в  том числе и посредством распространения пластиковых карт (карты  постоянного покупателя). 

Приводимые обществом в поданной в Верховный Суд Российской  Федерации жалобе доводы являлись предметом рассмотрения судов и получили  надлежащую правовую оценку. 

Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении  дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для  разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего 


исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая  правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и отмены  или изменения обжалуемых судебных актов не имеется. 

Оспариваемое постановление о привлечении общества к  административной ответственности вынесено административным органом с  соблюдением срока давности привлечения к административной  ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, размер назначенного  административного штрафа соответствует санкции, предусмотренной  статьей 14.15 КоАП РФ. Нарушений процедуры привлечения общества к  административной ответственности суды не установили, также как и не  установили оснований для признания совершенного обществом  правонарушения малозначительным и освобождения общества от  административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 15.09.2014 по делу № А56-30892/2014 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2014 по тому же  делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной  ответственностью «О’КЕЙ» – без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов