ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14-АД21-3 от 06.05.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 14-АД21-3-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 06 мая 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в  законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 в  Поворинском судебном районе Воронежской области от 17 октября 2019 года и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04  сентября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 (далее - ФИО1) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Поворинском  судебном районе Воронежской области от 17 октября 2019 года, оставленным  без изменения постановлением судьи Первого кассационного суда общей  юрисдикции от 04 сентября 2020 года, ФИО1 признан виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 1000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1 просит отменить указанные выше судебные акты, приводя доводы об их  незаконности, производство по делу прекратить. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к  административной ответственности) предвыборная агитация, агитация по 


вопросам референдума вне агитационного периода, установленного  законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее  проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи  до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти  тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. 

В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации») агитационный период для избирательного  объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата,  кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата,  выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в  соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный  период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня  представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии  баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 данного  Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию  документов, предусмотренных в указанном пункте. Агитационный период при  проведении референдума начинается со дня регистрации инициативной группы  по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов  по местному времени дня, предшествующего дню голосования. 

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в  день голосования и в предшествующий ему день запрещается (часть 3 статьи 49  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации»). 

Аналогичный требования установлены статьей 63 Закона Воронежской  области от 27 июня 2007 года № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской  области» (принят Воронежской областной Думой 14 июня 2007 года). 

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период  избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая  избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки  кандидатов или против него (них). 

Из материалов дела следует, что в день голосования 08 сентября 2019 года  в 11 часов 40 минут зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета  народных депутатов городского поселения города Поворино Поворинского  района Воронежской области 4 созыва по одномандатному 14 избирательному  округу ФИО1 в районе избирательного участка № 30/6,  расположенного по адресу: <...> МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города  Поворино, в нарушение требований вышеприведенных норм осуществлял  агитацию среди граждан путем описания возможных последствий избрания его  депутатом. 


Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении, обращениями К.Д. рапортом сотрудника полиции, объяснениями свидетелей С.С.. и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава  административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Действия ФИО1 квалифицированы по статье 5.10 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии  с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и  законодательства о выборах и референдумах. 

Вопреки доводам жалобы право ФИО1 на защиту в ходе  производства по делу не нарушено. 

Мировым судьей с целью извещения названного лица о месте и времени  рассмотрения дела по двум адресам ФИО1, указанным в протоколе  об административном правонарушении, как адрес регистрации и адрес  фактического проживания названного лица, направлялись судебные повестки  (л.д. 68, 79). 

Однако от их получения ФИО1 отказался (л.д. 75, 80).

Следует отметить, что аналогичные адреса были указаны ФИО1 в обращениях к должностному лицу, составившему протокол об  административном правонарушении (л.д. 26, 42). 

Более того, мировым судьей неоднократно предпринимались попытки  известить ФИО1 о месте и времени судебного заседания, иными  способами, в том числе посредством телефонограммы (л.д. 67), телеграммы  (л.д. 77). 

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается  извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из  указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об  отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не  проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового  отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой  об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых  условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда  «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 


года № 343 (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у  судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях»). 

Таким образом, мировым судьей правомерно рассмотрено настоящее дело  об административном правонарушении в отсутствии лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу об  административном правонарушении в отношении ФИО1 не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения названного лица к  административной ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 5.10  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  установленной для граждан. 

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрена кассационным судом общей юрисдикции в порядке,  установленном статьей 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Поворинском  судебном районе Воронежской области от 17 октября 2019 года и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04  сентября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Никифоров