ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 14-АД21-3-К1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 06 мая 2021 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Поворинском судебном районе Воронежской области от 17 октября 2019 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04 сентября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 (далее - ФИО1) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Поворинском судебном районе Воронежской области от 17 октября 2019 года, оставленным без изменения постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04 сентября 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1 просит отменить указанные выше судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) предвыборная агитация, агитация по
вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») агитационный период для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию списка кандидатов. Агитационный период для кандидата, выдвинутого непосредственно, начинается со дня представления кандидатом в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, а в случае, предусмотренном пунктом 14.3 статьи 35 данного Федерального закона, - со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных в указанном пункте. Агитационный период при проведении референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (часть 3 статьи 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Аналогичный требования установлены статьей 63 Закона Воронежской области от 27 июня 2007 года № 87-03 «Избирательный кодекс Воронежской области» (принят Воронежской областной Думой 14 июня 2007 года).
Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Из материалов дела следует, что в день голосования 08 сентября 2019 года в 11 часов 40 минут зарегистрированный кандидатом в депутаты Совета народных депутатов городского поселения города Поворино Поворинского района Воронежской области 4 созыва по одномандатному 14 избирательному округу ФИО1 в районе избирательного участка № 30/6, расположенного по адресу: <...> МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Поворино, в нарушение требований вышеприведенных норм осуществлял агитацию среди граждан путем описания возможных последствий избрания его депутатом.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, обращениями К.Д. рапортом сотрудника полиции, объяснениями свидетелей С.С.. и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ФИО1 квалифицированы по статье 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о выборах и референдумах.
Вопреки доводам жалобы право ФИО1 на защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Мировым судьей с целью извещения названного лица о месте и времени рассмотрения дела по двум адресам ФИО1, указанным в протоколе об административном правонарушении, как адрес регистрации и адрес фактического проживания названного лица, направлялись судебные повестки (л.д. 68, 79).
Однако от их получения ФИО1 отказался (л.д. 75, 80).
Следует отметить, что аналогичные адреса были указаны ФИО1 в обращениях к должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении (л.д. 26, 42).
Более того, мировым судьей неоднократно предпринимались попытки известить ФИО1 о месте и времени судебного заседания, иными способами, в том числе посредством телефонограммы (л.д. 67), телеграммы (л.д. 77).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005
года № 343 (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Таким образом, мировым судьей правомерно рассмотрено настоящее дело об административном правонарушении в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленной для граждан.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена кассационным судом общей юрисдикции в порядке, установленном статьей 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Поворинском судебном районе Воронежской области от 17 октября 2019 года и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04 сентября 2020 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Никифоров