ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14-АД23-10 от 09.01.2024 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 14-АД23-10-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 09 января 2024 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ.,  рассмотрев жалобу Родина A.M. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Железнодорожном  судебном районе Воронежской области от 16 сентября 2022 года, решение  судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 10 ноября 2022 года  и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции  от 03 февраля 2023 года, вынесенные в отношении Родина Александра  Михайловича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 в Железнодорожном  судебном районе Воронежской области от 16 сентября 2022 года,  оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного  суда г. Воронежа от 10 ноября 2022 года и постановлением судьи Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2023 года,  Родин A.M. признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного  штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления  транспортными средствами на срок 1 год 8 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Родин A.M. ставит вопрос об отмене вынесенных в отношении него  судебных актов по настоящему делу об административном правонарушении  и прекращении производства по делу. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и 

доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на  момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Родина A.M. к административной ответственности) невыполнение водителем  транспортного средства законного требования уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат  уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа  в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления  транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090  (далее - Правила дорожного движения) водитель транспортного средства  обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление  федерального государственного надзора в области безопасности дорожного  движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое  управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении  которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в  состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено  определение о возбуждении дела об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит  освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с  частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с  результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных  оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и  отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного  опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и  оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила),  воспроизводят указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях обстоятельства,  являющиеся основанием для направления водителя на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок 

направления на такое освидетельствование. 


В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными  основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в  состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих  признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не  соответствующее обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 19 июня 2022 года  в 21 час 30 минут на пер. Инютинский д. 59 в г. Воронеже, водитель  Родин A.M. управлял транспортным средством «Пежо 308»,  государственный регистрационный знак <...> с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи;  резкое изменение окраски кожных покровов лица, указанными в пункте 3  Правил. 

. В связи с наличием названных признаков опьянения должностным  лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Родину A.M. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного  опьянения, от прохождения которого он отказался. 

Согласно пункту 10 Правил, направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного  средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии  достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства  находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 упомянутых Правил,  Родин A.M. был направлен на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения, однако, 19 июня 2022 года в 21 час 55 минут по  вышеуказанному адресу, в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного  движения он не выполнил законное требование уполномоченного  должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на  состояние опьянения. 

Меры обеспечения производства по делу об административном  правонарушении применены к Родину A.M. в соответствии с требованиями  статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, (при отстранении от управления транспортным средством,  проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и  направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения)  участие понятых было обеспечено. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении  (л.д. 3); протоколом об отстранении от управления транспортным средством  (л.д. 4); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с  приложенным к нему бумажным носителем с показаниями технического  средства измерения (л.д. 5-6); протоколом о направлении на медицинское 

освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 7); протоколом о 


задержании транспортного средства (л.д. 8); письменными объяснениями  понятых (л.д. 11-12); рапортом инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД  России по г. Воронежу (л.д. 13); карточкой водителя и списком  административных правонарушений Родина A.M. (л.д. 14-18) и иными  материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Из содержания протокола о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения 36 НМ № 087750 от  19 июня 2022 года следует, что в присутствии понятых Л. и Ч. Родин A.M. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от прохождения которого он  отказался, о чем была сделана соответствующая отметка. 

Отказ Родина A.M. зафиксирован в названном протоколе о направлении  на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, от подписи  которого он отказался, о чем в протоколе сделана соответствующая запись  сотрудником ГИБДД, что удостоверено подписями понятых и должностного  лица. 

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Родиным A.M. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела  об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Утверждение Родина A.M. о многочисленных нарушениях при  применении к нему мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении, своего подтверждения не нашло. 

Доводы жалобы о том, что Родин A.M. не управлял транспортным  средством и потому на него не могла быть возложена обязанность  прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения  проверены судами нижестоящих инстанций, и правомерно признаны  несостоятельными. 

Отказ водителя от выполнения законных требований уполномоченного  должностного лица либо медицинского работника о прохождении  медицинского освидетельствования на состояние опьянения образует  объективную сторону состава административного правонарушения,  предусмотренного статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и может выражаться как в форме  действий, так и в форме бездействия, свидетельствующих о том, что  водитель не намерен проходить указанное освидетельствование, в частности, 

предпринимает усилия, препятствующие совершению данного 


процессуального действия или исключающие возможность его совершения,  например отказывается от прохождения того или иного вида исследования в  рамках проводимого медицинского освидетельствования. Факт такого отказа  должен быть зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения или акте медицинского  освидетельствования на состояние опьянения, а также в протоколе об  административном правонарушении (абзац восьмой пункта 11 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года   № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при  рассмотрении дел об административных правонарушениях,  предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях»). 

Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу  об административном правонарушении, объективно свидетельствуют об  отказе Родина A.M. выполнить законное требование должностного лица  ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние  опьянения. 

Иные доводы настоящей жалобы аналогичны по существу доводам,  которые являлись предметом проверки нижестоящих судов и были  отклонены по мотивам, приведенным в соответствующих судебных актах,  оснований не согласиться с которыми не имеется. 

Ссылки в жалобе на судебные акты, вынесенные Верховным Судом  Российской Федерации по иным делам, не могут быть приняты во внимание,  так как каждое дело об административном правонарушении рассматривается  с учетом конкретных обстоятельств и представленных доказательств, не  аналогичных обстоятельствам данного дела. 

Административное наказание назначено Родину A.M. в пределах  санкции части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Постановление о привлечении Родина A.M. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 в Железнодорожном  судебном районе Воронежской области от 16 сентября 2022 года, решение  судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 10 ноября 2022 года 

и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции 


от 03 февраля 2023 года, вынесенные в отношении Родина Александра  Михайловича по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  Родина A.M. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СИ. Кузьмичев