ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-АД20-1 от 29.06.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 16-АД20-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва ^у июня 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Фирсова Никиты Михайловича на вступившие в законную  силу постановление мирового судьи судебного участка № 63 Волгоградской  области от 08.07.2019 № 5-63-246/2019, решение судьи Волжского городского  суда Волгоградской области от 01.10.2019 № 12-532/2019 и постановление  судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2019 № 16- 309/2019, вынесенные в отношении Фирсова Никиты Михайловича (далее - Фирсов Н.М.) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 63 Волгоградской  области от 08.07.2019 № 5-63-246/2019 Фирсов Н.М. признан виновным в  совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1  статьи 16.2 и статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания с применением положений части 2 статьи 4.4 указанного Кодекса в  виде конфискации предметов административного правонарушения - пружин с  подавателями и стопорными планками коробчатых магазинов, крышек  коробчатых магазинов, амортизаторов для складывающихся прикладов общим  количеством 179 штук. 

Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области  от 01.10.2019 № 12-532/2019 постановление мирового судьи изменено.  Из судебного акта исключен вывод о виновности Фирсова Н.М. в совершении 


административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и о  назначении административного наказания с применением положений части 2  статьи 4.4 этого Кодекса. Производство по делу об административном  правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 данного Кодекса, в отношении  Фирсова Н.М. прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств,  на основании которых было вынесено постановление. В остальной части  указанный судебный акт оставлен без изменения. 

Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 29.11.2019 № 16-309/2019 обозначенные судебные акты  оставлены без изменения. 

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе Фирсов  Н.М. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении него  по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их  незаконности. 

Рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную  силу постановления и (или) решения по делам об административных  правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не  предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях. Об этом указано в пункте 34 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях». 

В связи с этим оснований для удовлетворения обращения заявителя о  рассмотрении дела в Верховном Суде Российской Федерации с его участием в  судебном заседании не имеется. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об  административном правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам. 

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического  союза (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в  редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для привлечения Фирсова Н.М. к административной  ответственности) определено, что товары перемещаются через таможенную 


границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с  соблюдением запретов и ограничений. 

Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях,  в частности, товаров, не подлежащих пересылке в международных почтовых  отправлениях, перечень которых определяется Евразийской  экономической комиссией (далее по тексту цитируемых норм - Комиссия,  подпункт 2 пункта 1 статьи 285 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза). 

Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза  урегулированы особенности порядка и условий перемещения через  таможенную границу Союза товаров для личного пользования. 

Согласно пункту 7 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза в отношении перемещаемых через таможенную границу  Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с указанной  главой к товарам для личного пользования, положения главы 37 данного  Кодекса не применяются. Такие товары подлежат перемещению через  таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены  иными главами указанного Кодекса. 

Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах  которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию  Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов,  в числе иного, установлены решением Совета Евразийской экономической  комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами  для личного пользования» (приложение № 1). 

Из пункта 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского  экономического союза следует, что товары подлежат таможенному  декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в  случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и  пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. 

Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и  сопровождающие международные почтовые отправления, могут  использоваться в качестве декларации на товары при таможенном  декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых  отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для  внутреннего потребления в следующих случаях: 1) в отношении таких товаров  не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги; 2) в отношении таких  товаров не установлены запреты и ограничения, не применяются меры защиты  внутреннего рынка. Таможенное декларирование и выпуск товаров, за  исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в 


международных почтовых отправлениях, вывозимых с таможенной территории  Союза, осуществляются до их передачи назначенным операторам почтовой  связи для отправки (пункты 9, 13 статьи 286 Таможенного кодекса  Евразийского экономического союза). 

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях недекларирование по установленной  форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением  случаев, предусмотренных статьей 16.4 указанного Кодекса, влечет наложение  административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной  второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами  административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо  конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных  лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 

Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлено, что несоблюдение установленных  международными договорами государств - членов Евразийского  экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии,  нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и  ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского  экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с  таможенной территории Евразийского экономического союза или из  Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3  статьи 16.2 указанного Кодекса, - влечет наложение административного  штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей  с конфискацией товаров, явившихся предметами административного  правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов  административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч  до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч  до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами  административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию  предметов административного правонарушения. 

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов  при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях» разъяснено, в числе прочего, что частью  1 статьи 16.2 этого Кодекса установлена ответственность за недекларирование  товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не  выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и  таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется  весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при  декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в 


таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к  таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о  котором были заявлены в таможенной декларации). 

Делая вывод о совершении Фирсовым Н.М. административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи  16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судебные инстанции исходили из того, что в ярлыке к международному  почтовому отправлению № ЕР0672705651Ш (л.д. 20, том 1), используемом в  качестве таможенной декларации, отправителем Фирсовым Н.М. не указано  правильное наименование пересылаемого товара и полное количество единиц  товара. Вместо металлических пружин с стопорными планками и подавателями  патронов в количестве 72 штук, металлических крышек магазинов в количестве  72 штук, накладок на приклад из резины черного цвета в количестве 15 штук,  накладок из резины черного цвета, имеющих внутри металлическую вставку с  двумя круглыми отверстиями в количестве 20 штук, крепежных элементов из  металла (винт и гайка) указано «пружины металлические, амортизаторы  резиновые», не указано количество каждого товара. Данное почтовое  отправление перемещалось из России в США. 

Приведенные обстоятельства позволили судебным инстанциям прийти к  выводу о том, что им допущено недекларирование подлежащих таможенному  декларированию товаров по установленной форме. 

При направлении упомянутого международного почтового отправления  Фирсов Н.М. не предпринял всех зависящих от него мер, надлежащим образом  не исполнил обязанности по декларированию по установленной форме  товаров, перемещаемых из России в международном почтовом отправлении,  не задекларировал по установленной форме товар, подлежащий  таможенному декларированию, чем совершил административное  правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1  статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При этом производство по делу об административном правонарушении,  предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в отношении указанного лица было  прекращено ввиду недоказанности того обстоятельства, что пересылаемые  Фирсовым Н.М. в международном почтовом отправлении предметы являются  основными или составными частями оружия или относятся к продукции  военного назначения. Судья Волжского городского суда Волгоградской  области, делая данный вывод, счел, что достаточных данных, подтверждающих  допущенное названным лицом несоблюдение установленных международными  договорами государств - членов Евразийского экономического союза, 


решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми  актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с  таможенной территории Евразийского экономического союза или из  Российской Федерации, в рассматриваемом случае не добыто. 

Обстоятельства совершения Фирсовым Н.М. вменяемого ему  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, копией  ярлыка к международному почтовому отправлению № ЕР067270565КД  перемещаемому из России в США отправителем Фирсовым Н.М. (получатель:  ША, <...>) (л.д. 20, том 1), актом таможенного досмотра товаров, пересылаемых  в международных почтовых отправлениях, от 17.06.2018 с фототаблицей  (л.д. 22-24, том 1), рапортом на имя начальника таможенного поста  Аэропорт Шереметьево (почтовый) (л.д. 25, том 1), актом отбора проб и  образцов (л.д. 28-30, том 1), заключением таможенного эксперта, из которого  следует, что представленные на экспертизу пружины с подавателями и  стопорными планками коробчатых магазинов, крышки коробчатых магазинов,  амортизаторы для складывающихся прикладов общим количеством 179 штук  к категории основных частей огнестрельного оружия не относятся, при этом  пружины с подавателями и стопорными планками коробчатых магазинов,  крышки коробчатых магазинов являются составными частями коробчатых  магазинов, амортизаторы для складывающихся прикладов - составными  частями складывающихся прикладов (л.д. 37-40, том 1), актом приема-передачи  объектов по окончании таможенной экспертизы (л.д. 41, том 1),  протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-10, том 1)  и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности в соответствии с требованиями  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Оценив имеющиеся по настоящему делу доказательства, с учетом  установленных обстоятельств, характера и количества товара, перемещаемого  Фирсовым Н.М. через таможенную границу, судебные инстанции пришли к  выводу о том, что вывозимый названным лицом в международном почтовом  отправлении товар не предназначен для личного пользования. Судебными  инстанциями обоснованно приняты во внимание, в частности, количество  вывозимых им товаров и их характеристики. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела  об административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически 


значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Действия Фирсова Н.М. квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами, нормами части 1 статьи 16.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего  применению таможенного законодательства. 

Утверждения Фирсова Н.М. о том, что вывозимые товары были  предназначены для личных нужд направлены на иную оценку исследованных  судами доказательств и установленных обстоятельств. Несогласие  привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой  имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами  норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о  том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения  названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные  требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть  дело. 

Порядок и срок давности привлечения Фирсова Н.М. к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено названному лицу в пределах  санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1,  4.1 данного Кодекса и является обоснованным. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов,  не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 63 Волгоградской  области от 08.07.2019 № 5-63-246/2019, решение судьи Волжского городского  суда Волгоградской области от 01.10.2019 № 12-532/2019 и постановление  судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2019 № 16- 309/2019, вынесенные в отношении Фирсова Никиты Михайловича по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 


Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу Фирсова Никиты Михайловича - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров