ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-АД21-6 от 02.08.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 16-АД21-6-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 2 августа 2021 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Коверченко Таисии Ивановны на вступившие в законную  силу постановление заместителя главного государственного инспектора  Волгоградской области по использованию и охране земель от 18.10.2018   № 50/2-48-10-18-6, решение судьи Советского районного суда города  Волгограда от 11.09.2019, решение судьи Волгоградского областного суда от  13.11.2019 № 07р-1501/2019 и постановление судьи Четвертого кассационного  суда общей юрисдикции от 16.07.2020 № 16-3144/2020, состоявшиеся в  отношении Коверченко Таисии Ивановны (далее - Коверченко Т.И.) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора  Волгоградской области по использованию и охране земель от 18.10.2018   № 50/2-48-10-18-6 (далее - постановление должностного лица), оставленным  без изменения решением судьи Советского районного суда города Волгограда  от 11.09.2019, решением судьи Волгоградского областного суда от 13.11.2019   № 07р-1501/2019 и постановлением судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 16.07.2020 № 16-3144/2020, Коверченко Т.И. признана  виновной в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с назначением административного  наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Коверченко  Т.И. выражает несогласие с указанными актами, вынесенными в отношении нее 


по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их  незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов, приведенных в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.  

Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей  на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения Коверченко Т.И. к административной ответственности) следует,  что земли в Российской Федерации, подразделяемые по целевому назначению  на указанные в пункте 1 этой статьи категории, используются в соответствии  с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель  определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и  разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий,  общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.  Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием  территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений  и процедур согласования. 

В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации  собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками  земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные  участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые  не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как  природному объекту; выполнять иные требования, предусмотренные данным  Кодексом, федеральными законами. 

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях использование земельного участка не  по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной  категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением  случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 этой статьи, влечет наложение  административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость  земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой  стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на  должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного  участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2  процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч  рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного  участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;  на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;  на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 


Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения  названного лица к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, послужили выводы заместителя главного государственного  инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель и  согласившихся с ним судебных инстанций о выявленном 09.10.2018 в ходе  проведенного административного обследования земельного участка №<...> с  кадастровым номером <...>, расположенного в СНТ  «<...>» города <...> факте использования Коверченко Т.И.  этого земельного участка для содержания птицы. При этом вышеобозначенный  земельный участок, собственником которого является указанное лицо, отнесен  к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с установленным  видом разрешенного использования: для садоводства. 

Фактические обстоятельства совершения Коверченко Т.И.  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  подтверждены материалами дела, в частности, актом проверки, фототаблицами,  выпиской из ЕГРН, протоколом об административном правонарушении и  иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости,  достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации  положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской  Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного  законодательства принцип деления земель по целевому назначению на  категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из  их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в  соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства  (постановление от 30.06.2011 № 13-П; определения от 24.12.2013 № 2153-0, от  24.03.2015 № 671-О, от 23.06.2015 № 1453-0 и от 28.02.2017 № 443-0). Данный  принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное  использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента  окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного  кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных  участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом 


использования и целевым назначением (определение от 28.09.2017 № 1919-0,  от 27.09.2018 № 2347-0). 

Исследованные должностным лицом Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской  области и судебными инстанциями доказательства свидетельствуют о том, что  использование Коверченко Т.И. земельного участка для содержания птицы  осуществлялось не в соответствии с установленным видом разрешенного  использования земельного участка. 

При рассмотрении настоящего спора заявителем приводились доводы о  том, что фактическое использование земельного участка, в том числе в целях,  на которые ссылается административный орган, не противоречит видам  разрешенного использования земельного участка. 

Вместе с тем с учетом обстоятельств дела в рассматриваемом случае  нельзя сделать вывод о необоснованном привлечении Коверченко Т.И.  к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Коверченко Т.И. использовала земельный участок не по целевому  назначению в соответствии с разрешенным использованием, предусмотренным  для территориальной зоны СХ 1 «Зона коллективных садов и огородов»,  к которой принадлежит земельный участок применительно к Правилам  землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград,  утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010   № 36/1087, действовавшим на момент обнаружения административного  правонарушения. 

При рассмотрении дела выявлено и отражено в обжалуемых актах  несоответствие вида использования ею земельного участка ни основным, ни  условно разрешенным видам использования, перечисленным в  вышеупомянутых Правилах, следовательно, названное лицо обоснованно  привлечено к административной ответственности за совершение  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности,  представленных доказательств, установленных на их основании обстоятельств  дела, не свидетельствует об ошибочности выводов и незаконности вынесенных  по делу решений. 

Порядок привлечения Коверченко Т.И. к административной  ответственности, вопреки соответствующим доводам жалобы, соблюден. 


Постановление о назначении административного наказания вынесено с  соблюдением срока давности привлечения к административной  ответственности. 

Административное наказание назначено Коверченко Т.И. в пределах,  предусмотренных санкцией части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  отмену или изменение обжалуемых актов, не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора  Волгоградской области по использованию и охране земель от 18.10.2018   № 50/2-48-10-18-6, решение судьи Советского районного суда города  Волгограда от 11.09.2019, решение судьи Волгоградского областного суда от  13.11.2019 № 07р-1501/2019 и постановление судьи Четвертого кассационного  суда общей юрисдикции от 16.07.2020 № 16-3144/2020, состоявшиеся в  отношении Коверченко Таисии Ивановны по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  а жалобу Коверченко Таисии Ивановны - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров