ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10303/2014 от 10.07.2015 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-АД15-3836

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 10.07.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,  рассмотрев жалобу открытого акционерного общества «Птицефабрика  «Рефтинская» на решение Арбитражного суда Свердловской области  от 04.07.2014 по делу № А60-19619/2014, постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 15.01.2015 по тому же делу по  заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по  Свердловской области в городе Асбест и Белоярском районе о привлечении  открытого акционерного общества «Птицефабрика «Рефтинская» к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской  области в городе Асбест и Белоярском районе (далее – административный  орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о  привлечении открытого акционерного общества «Птицефабрика «Рефтинская»  (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной  частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП РФ). 


Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2014,  оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.09.2014, общество привлечено к административной  ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ с  назначением наказания в виде административного штрафа в размере  300 000 рублей. 

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 15.01.2015  оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции. 

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой  на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и прекратить  производство по делу об административном правонарушении. 

При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов  оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено. 

Как установлено судами, на основании поступившей из Асбестовского  филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»  информации от 19.03.2014 № 816, административным органом в отношении  общества возбуждено дело об административном правонарушении, в ходе  расследования которого было установлено, что при осуществлении  промышленного производства продуктов переработки птицы (полуфабрикатов,  субпродуктов птицы и готовых к употреблению пищевых продуктов из птицы)  для реализации населению в цехе убоя и переработки птицы, находящемся по  адресу: Свердловская область, пос. Рефтинский, общество допустило  нарушение обязательных требований к продукции и связанному с  требованиями к продукции процессу производства продукции, установленных  действующими подлежащими применению до дня вступления в силу  соответствующих технических регламентов санитарными правилами и  нормативами СанПиН 23.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и  пищевой ценности пищевых продуктов» (далее – СанПиН 2.3.2.1078-01) и  «Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к  товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)»,  утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299,  а также выпуск в обращение (оборот) продукции, не соответствующей таким  требованиям. 

По результатам административного расследования 25.04.2014  уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении  общества составлен протокол об административном правонарушении, который  с материалами административного производства был направлен в 


Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества  к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем,  исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя),  продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению  до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов  обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с  требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания),  производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,  перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не  соответствующей таким требованиям, за исключением случаев,  предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21,  статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение  административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот  тысяч рублей. 

Частью 2 стати 14.43 КоАП РФ установлено, что действия,  предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда  жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,  государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни  или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда  жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью  животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на  юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией  предметов административного правонарушения либо без таковой. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства, исходя из  положений Кодекса об административных правонарушениях Российской  Федерации, закрепляющих общие основания привлечения к административной  ответственности и предусматривающих необходимость доказывания наличия в  действиях (бездействии) юридического лица признаков противоправности и  виновности наряду с обязанностью судьи, других органов и должностных лиц,  осуществляющих производство по делу об административном  правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему  убеждению, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.01.2000   № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального  закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», требованиями  СанПиН 2.3.2.1078-01 и «Едиными санитарно-эпидемиологическими и  гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно- эпидемиологическому надзору (контролю)», утвержденными Решением 


Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299, суд первой инстанции  пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ

Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для  рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании  полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле  доказательств в их совокупности и взаимосвязи, в том числе протоколов отбора  проб продовольственного сырья, пищевых продуктов от 04.03.2014, протоколов  лабораторных испытаний от 14.03.2014 и протокола об административном  правонарушении от 25.04.2014, суд первой инстанции привлек общество к  административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43  КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в  размере 300 000 рублей. 

При этом суд первой инстанции отклонил доводы общества о допущенных  административным органом нарушениях требований Федерального закона  от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) при проведении  проверки, поскольку в рассматриваемом случае факт правонарушения был  выявлен административным органом не по результатам выездной или плановой  проверки в порядке, установленном названным Законом, а в ходе выполнения  административным органом возложенных на него функций по социально- гигиеническому мониторингу на основании полученной из ФБУЗ «Центр  гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» информации от 19.03.2014   № 816, указывающей на наличие события административного правонарушения  при его непосредственном обнаружении. 

Оснований для признания совершенного обществом правонарушения  малозначительным и освобождения его от административной ответственности  на основании статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не установил. 

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с  указанными выводами и оставили решение суда первой инстанции без  изменения. 

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской  Федерации, общество ссылается на то, что при проведении проверки  административным органом нарушены требования Закона № 294-ФЗ. 

Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов  и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным  фактическим обстоятельствам выявления факта административного 


правонарушения на основании информации ФБУЗ «Центр гигиены и  эпидемиологии в Свердловской области». 

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для  рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены  судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле  доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для  удовлетворения жалобы общества и отмены или изменения обжалуемых  судебных актов не имеется. 

Размер назначенного штрафа является минимальным, предусмотренным  санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, общество привлечено судом к  ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока  давности привлечения к административной ответственности. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.07.2014 по делу   № А60-19619/2014, постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.09.2014 и постановление Арбитражного суда  Уральского округа от 15.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, а  жалобу открытого акционерного общества «Птицефабрика «Рефтинская» – без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г.Першутов