ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18-АД20-27 от 21.09.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД20-27

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 21 сентября 2020 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Коновал енко И.В., действующего в интересах  Озтюрк Фуат, на вступившие в законную силу постановление судьи  Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 октября  2017 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2017 года  и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22  января 2018 года, вынесенные в отношении гражданина Турецкой Республики  Озтюрк Фуат по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда города Сочи  Краснодарского края от 19 октября 2017 года, оставленным без изменения  решением судьи Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2017 года и  постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22  января 2018 года, Озтюрк Фуат признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 2500 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в специальное  учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без  гражданства «Центр временного содержания иностранных граждан,  подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии за  пределы Российской Федерации ГУ МВД России по Краснодарскому краю». 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Коноваленко И.В. просит изменить названные судебные акты, исключить 


дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской  Федерации. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Озтюрк Фуат к  административной ответственности) нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо  режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в  несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически  осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации  деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа  в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации или без такового. 

Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» (далее - Федеральный закон № 114-ФЗ) иностранные граждане  могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации  при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их  личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное  не предусмотрено международными договорами Российской Федерации,  данным Федеральным законом или указами Президента Российской  Федерации. 

В соответствии со статьями 25.1 и 25.6 указанного выше Закона и  пунктами 18, 27, 35 постановления Правительства Российской Федерации от 09  июня 2003 года № 335 «Об утверждении Положения об установлении формы  визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее  действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования  визы» (далее - Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее  оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в  случае утраты, а также порядка аннулирования визы), в зависимости от цели  въезда иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую  Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранному  гражданину или лицу без гражданства выдается виза, в том числе  обыкновенная рабочая. 

Из раздела 6 приказа Министерства иностранных дел Российской  Федерации № 19723А, Министерства внутренних дел Российской Федерации   № 1048, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 922 от  27 декабря 2003 года «Об утверждении Перечня «Цели поездок»,  используемого уполномоченными государственными органами Российской  Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и  лицам без гражданства», зарегистрированного в Минюсте России 29 марта 2004  года № 5689 и пункта 35 Положения об установлении формы визы, порядка и 


условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления  ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы следует, что  обыкновенная рабочая виза с указанием цели «работа по найму» выдается  иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях  осуществления трудовой деятельности, на основании приглашения  дипломатическим представительством или консульским учреждением  Российской Федерации на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее  продления территориальным органом Министерства внутренних дел  Российской Федерации по месту постановки на миграционный учет по месту  пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на  срок действия заключенного в соответствии с законодательством Российской  Федерации трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ  (оказание услуг), но не более чем на 1 год для каждой последующей визы. 

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается,  что 19 октября 2017 года в 13 часов 00 минут в Центральном районе города  Сочи Краснодарского края сотрудниками УФСБ России был выявлен  гражданин Турецкой Республики Озтюрк Фуат, который нарушил режим  пребывания в Российской Федерации, что выразилось в несоответствии  заявленной цели въезда в Российскую Федерацию, фактически осуществляемой  в период пребывания в Российской Федерации деятельности или роду занятий,  а именно: заявив целью въезда в Российскую Федерацию «работа по найму»,  Озтюрк Фуат фактически трудовой деятельностью не занимался, решал личные  вопросы. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения судьей  районного суда названного лица к административной ответственности,  предусмотренной частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Вышестоящие судебные инстанции с выводами судьи районного суда  согласились, оставив без изменения принятое им постановление. 

Вместе с тем оснований согласиться с принятыми судьей и заместителем  председателя Краснодарского краевого суда актами не имеется. 

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях задачами производства по делам об  административных правонарушениях являются всестороннее, полное,  объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела,  разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения  вынесенного постановления, а также выявление причин и условий,  способствовавших совершению административных правонарушений. При этом  статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим  обязательному выяснению по делу об административном правонарушении,  отнесены виновность лица в совершении правонарушения; обстоятельства,  смягчающие административную ответственность, и обстоятельства,  отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба,  причиненного административным правонарушением и иные обстоятельства, 


имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и  условия совершения административного правонарушения. 

Санкция части 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в качестве административного наказания  предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух  тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации или без такового. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания административное наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность за данное административное  правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). При назначении  административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Назначение дополнительного наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на  данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу,  в отношении которого ведется производство по делу об административном  правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в  качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и  частных интересов в рамках административного судопроизводства. 

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях данный Кодекс основывается на  Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах  международного права и международных договорах Российской Федерации. 

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных  свобод (Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной  и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных  властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое  вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом  обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка,  экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и  свобод других лиц. 

При обжаловании постановления судьи Центрального районного суда  города Сочи Краснодарского края от 19 октября 2017 года в Краснодарский  краевой суд защитник привлекаемого к административной ответственности  лица Демиров РА. просил изменить названный судебный акт, исключить  дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской 


Федерации, ссылаясь на то, что назначенное Озтюрк Фуат дополнительное  наказание влечет серьезное вмешательство в осуществление его права на  уважение семейной жизни, со ссылкой на то, что на территории Российской  Федерации проживают его супруга и дети, являющиеся гражданами Российской  Федерации. 

В подтверждении указанных доводов в материалы дела представлены  копии: свидетельства о заключении брака, согласно которому 21 августа 2010  года между гражданкой России К. и гражданином Турецкой Республики Озтюрк Фуат заключен брак, о чем 31 августа 2010 года выдано  свидетельство <...>; свидетельств о рождении от 09 ноября 2010  года <...> и 22 ноября 2012 года<...>, в соответствии с  которыми у названных лиц в городе <...> Краснодарского края рождены дети  К. и К. соответственно.

Однако судьей Краснодарского краевого суда вышеприведенным доводам  жалобы и перечисленным документам оценка не дана. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона Федеральный  закон № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или  лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного  гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном  выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче  Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с  международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение  пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской  Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному  государству в соответствии с международным договором Российской  Федерации о реадмиссии. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской  Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П,  конституционными требованиями справедливости и соразмерности  предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в  зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного  ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств,  обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер  государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции  Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008  года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях  защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из  требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица,  в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в  результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер  уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных  прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и  государства от преступных посягательств. 


Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской  Федерации могут быть распространены и на административную  ответственность. 

В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд  Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в  законодательстве об административных правонарушениях правила применения  мер административной ответственности должны не только учитывать характер  правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и  обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности  правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность  порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к  ответственности) тому вреду, который причинен в результате  административного правонарушения, не допуская избыточного  государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида  (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности,  общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу  конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции  Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы  несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за  административные правонарушения (постановления Конституционного Суда  Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года   № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января  2013 года № 1-П, от 17 февраля 2016 года № 5-П и др.). 

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда в  постановлении от 19 октября 2017 года указано на то, что обстоятельств  смягчающих и отягчающих административную ответственность по делу не  установлено. 

Судьей краевого суда данные обстоятельства не проверены, с учетом того,  что Озтюрк Фуат при рассмотрении дела судом первой инстанции вину в  совершении вменяемого ему административного правонарушения признал, что  может быть признано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  обстоятельством, смягчающим административную ответственность. 

Более того, в материалах дела отсутствуют сведении о привлечении  названного лица к уголовной и (или) административной ответственности до  событий, послуживших основанием для привлечения названного лица к  административной ответственности по настоящему делу. 

Следует также отметить, что судьей районного суда и судьей  Краснодарского краевого суда не дана оценка тому, что Озтюрк Фуат имел вид  на жительство сроком действия с 23 сентября 2013 года по 17 апреля 2018 года. 

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном  правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств,  имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. 

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской 


Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в  случаях существенного нарушения процессуальных требований,  предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно  и объективно рассмотреть дело. 

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях истечение  сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра  постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по  делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта  2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

При таких обстоятельствах решение судьи Краснодарского краевого суда  от 02 ноября 2017 года и постановление заместителя председателя  Краснодарского краевого суда от 22 января 2018 года, состоявшиеся в  отношении Озтюрк Фуат по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, подлежат отмене как вынесенные с  существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Краснодарского  краевого суда. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

решение судьи Краснодарского краевого суда от 02 ноября 2017 года и  постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22  января 2018 года, вынесенные в отношении гражданина Турецкой Республики  Озтюрк Фуат по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Судья Верховного Суда

Российской Федерации Лэ. Никифоров