ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18-АД21-18 от 01.07.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД21-18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 01 июля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Гончарова В.А., действующего на основании  ордера в интересах Цзя Ючунь на вступившие в законную силу постановление  судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от 05 марта 2019 года и  постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда  от 11 декабря 2019 года, вынесенные в отношении Цзя Ючунь по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара от  05 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением заместителя  председателя Краснодарского краевого суда от 11 декабря 2019 года,  гражданин КНР Цзя Ючунь признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением  центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих  административному выдворению, депортации и реадмиссии за пределы  Российской Федерации ГУ МВД России по Краснодарскому краю. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Гончаров В.А. выражает несогласие с указанными судебными  актами, вынесенными в отношении Цзя Ючунь по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской 

Федерации об административных правонарушениях, просит исключить из них 


[A1] назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Цзя  Ючунь к административной ответственности) нарушение иностранным  гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую  Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации,  выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую  Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или  порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через  территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по  уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в  случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение  административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации или без  такового. 

Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации  регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ  «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 года   № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые  определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе  устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима  пребывания в Российской Федерации. 

Как следует из положений названного Федерального закона и  неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации,  в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О,  от 29 сентября 2011 года № 1297-0-0, необходимыми элементами единой  системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на  учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение  определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на  принимающую его сторону. 

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона  от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя,  в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания,  а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным 

законом. 


[A2] В силу требований части 1 статьи 16 Федерального закона  от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ заявление иностранного гражданина о  регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного  учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный  гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих  дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на  жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого  помещения. 

Как следует из материалов дела, 05 марта 2019 года в 11 часов 00 минут в  ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства  в помещении ОИК УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю  установлено, что гражданин КНР Цзя Ючунь нарушил правила  миграционного учета, установленные Федеральным законом от 18 июля 2006  года № 109-ФЗ. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении (л.д. 1); копией вида на жительство гражданин  КНР Цзя Ючунь (л.д. 2); рапортом старшего оперуполномоченного по  ОВД УФСБ России по Краснодарскому краю (л.д. 3); протоколом опроса  Цзя Ючунь (л.д. 6-7) и иными материалами дела, получившими оценку по  правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с точки зрения их относимости,  допустимости, достоверности и достаточности. 

Таким образом, Цзя Ючунь обоснованно привлечен к административной  ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Гончаров В.А. не оспаривая факта совершения гражданином  КНР Цзя Ючунь административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, указывает, что применение к нему такой меры  административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его  право на уважение семейной жизни. 

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не  допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление  этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство  предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в 

интересах национальной безопасности и общественного порядка, 


[A3] экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и  свобод других лиц. 

Приведенные нормативные положения в их интерпретации  Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в  соответствии с нормами международного права и своими договорными  обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на  своей территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЪсш1а212, СаЬа1ез апё  Ва1капс1аП) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 года  по делу «Поль (Ои1) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 года по делу  «Киютин (Кшип) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу «Беррехаб  (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 года по делу  «Бугханеми (Вои§папегш) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 года по  делу «Эль-Бужаиди (Е1 ВощаМ!) против Франции», § 39; от 18 октября 2006  года по делу «Юнер (Ппег) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007  года по делу «Лю и Лю (Пи апб 1ли) против России», § 49; решение от 09  ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов  (Апйгеу 8ЬеЬазЬоу) против Латвии» и др.). 

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы  усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть  важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными 

подрывало бы уважение к такому закону. 


[A4] При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу  закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно  как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как  административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. 

Вопреки доводам жалобы, семейное положение Цзя Ючунь не является  безусловным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных  актов, поскольку сведений о том, что гражданин КНР Цзя Ючунь совместно  проживает с гражданкой Российской Федерации Ц. а также ведут общее совместное хозяйство, материалы дела не содержат. 

При назначении гражданину КНР Цзя Ючунь административного  наказания и в дальнейшем при пересмотре указанного постановления судами  требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных  свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного  административного правонарушения, личность виновного и другие  обстоятельства дела. 

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство  страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к  нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы. 

Следовательно, назначение Цзя Ючунь дополнительного наказания в  виде административного выдворения за пределы Российской Федерации  основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему  указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным  частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств, и не ставят под сомнение наличие в действиях  Цзя Ючунь объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено Цзя Ючунь в пределах санкции  части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 

данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 


[A5] Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Прикубанского районного суда г. Краснодара  от 05 марта 2019 года и постановление заместителя председателя  Краснодарского краевого суда от 11 декабря 2019 года, вынесенные в  отношении Цзя Ючунь по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника Гончарова В.А. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

СБ. Никифоров