ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18-АД21-34 от 08.10.2021 Верховного Суда РФ

"—^—"

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД21-34-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 08 октября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью  «Агронефтепродукт» Неженца М.А. на вступившие в законную силу  постановление начальника Армавирского отдела автотранспортного и  автодорожного надзора межрегионального управления государственного  автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 сентября 2019  года, решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края  от 29 октября 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от  27 января 2020 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 01 июля 2020 года, вынесенные в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Агронефтепродукт» (далее - общество) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением начальника Армавирского отдела автотранспортного  и автодорожного надзора межрегионального управления государственного  автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 сентября 2019  года, оставленным без изменения решением судьи Курганинского  районного суда Краснодарского края от 29 октября 2019 года, решением  судьи Краснодарского краевого суда от 27 января 2020 года и  постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции  от 01 июля 2020 года, общество признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи  12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 125 000 рублей. 


В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  директор Неженец М.А. выражает несогласие с вынесенными в отношении  общества актами по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, считая их незаконными. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в  настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  общества к административной ответственности) превышение допустимой  массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось  транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или)  нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном  разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо  габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами  или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку  груза в транспортное средство, влечет наложение административного  штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти  тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти  тысяч до четырехсот тысяч рублей. 

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской  Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного  движения), перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение  транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без  него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и  изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по  длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства  с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства  более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами  осуществляются в соответствии со специальными правилами. 

Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным  транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов  автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным  средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или  без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно  приложению № 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую  нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2. 

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007  года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в  Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные 


законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) установлено, что пользователям  автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по  автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем  на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и  (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных  транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих  перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в  порядке, установленном этим законом, а также осуществлять движение  транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения такими  транспортными средствами. 

Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного  средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось  которого более чем на два процента превышают допустимую массу  транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за  исключением движения самоходных транспортных средств с  вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил  Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной  техники и военного имущества, допускается при наличии специального  разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи  (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ). 

Как следует из норм, содержащихся в части 15 статьи 31  Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ и частях 8, 12  статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав  автомобильного транспорта и городского наземного электрического  транспорта» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года   № 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство, контейнер  осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного  средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено  договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные  предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное  средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства  и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства,  установленные в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Согласно статье 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года   № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое  лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или  от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной. 

Как следует из материалов дела, 12 июля 2019 года общество при 


погрузке груза (пшеницы) в транспортное средство «КАМАЗ»,  государственный регистрационный знак <...>, с прицепом,  государственный регистрационный знак <...>, превысило предельно  допустимую установленную Приложением № 1 к Правилам перевозок  грузов автомобильным транспортом массу транспортного средства без  специального разрешения. 

Согласно товарно-транспортной накладной от 12 июля 2019 года  масса транспортного средства составила: брутто - 74900 кг, нетто - 57420  кг, грузоотправителем является общество. 

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении;  копией товарно-транспортной накладной; письменными объяснениями  общества и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет  относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии  общества состава административного правонарушения, предусмотренного  частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта  Российской Федерации предусмотрена административная ответственность,  но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Материалы дела позволили должностному лицу и судам сделать  вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по  соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых  Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность. 

Деяние общества квалифицировано по части 10 статьи 12.21.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в  соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного  Кодекса. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении  дела об административном правонарушении на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 


Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено  на основании сообщения юридического лица (ООО «Зерновой  терминальный комплекс Тамань»), содержащего данные, указывающие на  наличие события административного правонарушения, что согласуется с  требованиями пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Данное сообщение подтверждено объективными данными,  свидетельствующими о превышении допустимой массы транспортного  средства обществом, являющимся грузоотправителем и осуществившим  погрузку груза в транспортное средство. 

Выводы должностного лица и судов о виновности общества в  совершении данного административного правонарушения согласуются с  правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной  в постановлениях от 19 февраля 2021 года №№ 18-АД21-2-К4,  18-АД21-3-К4. 

Протокол об административном правонарушении составлен  уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований  статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи  сведения, необходимые для разрешения дела. 

Собранные по делу доказательства обоснованно признаны  должностным лицом и судебными инстанциями достаточными для  рассмотрения дела по существу. 

Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки на  предыдущих стадиях производства по делу, обоснованно отвергнуты по  мотивам, приведенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение  их законность и обоснованность. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства  по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу  решений не является. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. Административное наказание назначено  обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, с  применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном  правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6,  30.9, 30.16 названного выше Кодекса, соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 


постановил:

постановление начальника Армавирского отдела автотранспортного и  автодорожного надзора межрегионального управления государственного  автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05 сентября 2019  года, решение судьи Курганинского районного суда Краснодарского края  от 29 октября 2019 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от  27 января 2020 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 01 июля 2020 года, вынесенные в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Агронефтепродукт» по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 10  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с  ограниченной ответственностью «Агронефтепродукт» Неженца М.А. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации ."Никифоров