ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18-АД21-45 от 12.01.2022 Верховного Суда РФ

верховный суд

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД21-45-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 12 января 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Джабуриа К.В., действующего на основании  доверенности в интересах Толораиа Г. на вступившие в законную силу  постановление судьи Первомайского районного суда г. Краснодара  Краснодарского края от 05 декабря 2019 года, решение судьи Краснодарского  краевого суда от 18 декабря 2019 года и постановление судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2020 года, вынесенные  в отношении Толораиа Гуриели по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара  Краснодарского края от 05 декабря 2019 года, оставленным без изменения  решением судьи Краснодарского краевого суда от 18 декабря 2019 года и  постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от  21 февраля 2020 года, гражданин Республики Грузия Толораиа Г. признан  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме  самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Джабуриа К.В. просит отменить вынесенные в отношении  Толораиа Г. судебные акты по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, считая их незаконными.


[A1] Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Толораиа Г. к административной ответственности) нарушение иностранным  гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в  Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов,  подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской  Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их  утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия  не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение  административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или  в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную  карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное  проживание.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто  суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за  исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а  также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим  Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в  Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может  превышать девяносто суток.

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по  истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания,  установленного настоящим Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день  истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок  временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на


[A2] временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты  заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на  временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего  Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о  возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного  гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей  33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо  федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел  принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении  иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается  по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или  ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в  которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении  или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной  программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению  основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в  Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства,  въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением  установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих  право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо  утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим  заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской  Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через  территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на  территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  04 декабря 2019 года в 11 часов 00 минут по адресу: 

, выявлен гражданин Республики Грузия

Толораиа Гуриели, допустивший нарушение режима пребывания  (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в


[A3] уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1);  копией паспорта и миграционной карты Толораиа Г. (л.д. 2-5); протоколом о  доставлении (л.д. 11); протоколом об административном задержании (л.д. 12);  досье иностранного гражданина и сведениями базы данных ФМС России АС  ЦБДУИГ (л.д. 7-10) и другими документами, которые оценены в совокупности  с другими материалами дела об административном правонарушении по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости,  достоверности и достаточности.

Таким образом, Толораиа Г. обоснованно привлечен к административной  ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения.

Постановление о привлечении Толораиа Г. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Толораиа Г. к административной ответственности соблюден.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Джабуриа К.В. указывает, что применение к Толораиа Г. такой  меры административной ответственности, как административное выдворение  за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает  его право на уважение семейной жизни.

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не  допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление  этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство  предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в  интересах национальной безопасности и общественного порядка,  экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и  свобод других лиц.


[A4] Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and  Balkandali) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 года  по делу «Гюль (Gul) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 года по делу  «Киютин (Kiutin) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу «Беррехаб  (Berrehab) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 года по делу  «Бугханеми (Boughanemi) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 года по  делу «Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции», § 39; от 18 октября 2006  года по делу «Юнер (Uner) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007  года по делу «Лю и Лю (Liu and Liu) против России», § 49; решение  от 09 ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов  (Andrey Shebashov) против Латвии» и др.).

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы  усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть  важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными  подрывало бы уважение к такому закону.

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания.

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу  закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы  именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания,


[A5] как административное выдворение, в силу насущной социальной  необходимости.

Как следует из материалов дела, при назначении Толораиа Г.  административного наказания и в дальнейшем при пересмотре указанного  постановления судебными инстанциями требования части 2 статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях были  соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство  страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к  нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное  Толораиа Г. административное наказание в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации нарушает его право на  семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8 Конвенции о защите  прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 года), обоснованно  отклонен нижестоящими судебными инстанциями.

Руководствуясь изложенным, назначение Толораиа Г. дополнительного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения  к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным  частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств, не ставят под сомнение наличие в действиях  Толораиа Г. объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Толораиа Г. в пределах санкции  части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3  данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.


[A6] На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Краснодара  Краснодарского края от 05 декабря 2019 года, решение судьи Краснодарского  краевого суда от 18 декабря 2019 года и постановление судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 21 февраля 2020 года, вынесенные  в отношении Толораиа Гуриели по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без  изменения, а жалобу защитника Джабуриа К.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации