ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18-АД22-14 от 20.10.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД22-14-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 20 октября 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н.,  рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью  «Кафе Регата и Ко» (далее - ООО «Кафе Регата и Ко», Общество)  Кириллова А.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи  Центрального районного суда г. Сочи от 29 сентября 2020 года, решение судьи  Краснодарского краевого суда от 20 января 2021 года и постановление судьи  Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года,  вынесенные в отношении ООО «Кафе Регата и Ко» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Центрального районного суда г. Сочи от 29 сентября  2020 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского  краевого суда от 20 января 2021 года и постановлением судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года,  ООО «Кафе Регата и Ко» признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с  назначением административного наказания в виде административного штрафа  в размере 200 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  директор ООО «Кафе Регата и Ко» Кириллов А.Г. выражает несогласие с  судебными актами, вынесенными в отношении Общества, ставя вопрос об их 

отмене и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об 

административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем 


[A1] постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Общества к административной ответственности) нарушение законодательства  в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия  населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и  гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и  противоэпидемических мероприятий влечет назначение административного  наказания. 

Согласно части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях те же действия (бездействие),  совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при  возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего  опасность для окружающих, либо в период осуществления на  соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина),  либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды  законного предписания (постановления) или требования органа  (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный  санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение  административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до  сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста  пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до  ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот  тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток. 

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,  утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого  уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения  продолжительности жизни заболевших. 

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства  Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020  года № 66 коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) внесена в Перечень  заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта  1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии  населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ)  санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в  числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами,  индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных 

правил как составной части осуществляемой ими деятельности.  


[A2] В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ  индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с  осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять  требования санитарного законодательства, а также постановлений,  предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. 

Постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)». 

Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические  мероприятия в отношении СОУЮ-19 включают комплекс мер, направленных  на предотвращение завоза и распространения инфекции, и организуются  территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи  инфекции, являются, в числе прочих, организация дезинфекционного режима  на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в  том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;  обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями  проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования  оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса  дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы  территории Российской Федерации (пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических  правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции  (СОУЮ-19)»). 

Губернатором Краснодарского края принято постановление от 13 марта  2020 года № 129, согласно которому на территории Краснодарского края  введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов  управления и сил территориальной подсистемы единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций  Краснодарского края с 00 часов 00 минут 15 марта 2020 года до 00 часов 00  минут 01 декабря 2021 года. 

Согласно подпункту 3 пункта 2 части 2 Постановления главы  администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 года   № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории  Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19)» на период действия режима  «Повышенная готовность» запретить на территории Краснодарского края  оказание услуг по курению (использованию) кальянов. 

Пунктом 2 постановления Главного государственного санитарного врача  по Краснодарскому краю от 25 марта 2020 года № 6 «О введении  ограничительных мероприятий в организациях и на объектах» определено 

запретить руководителям организаций вне зависимости от организационно-


[A3] правовой формы собственности предоставление услуги по курению кальянов в  ресторанах, барах, кафе и иных аналогичных объектах. 

Из материалов дела усматривается, что постановлением судьи  Центрального районного суда г. Сочи от 29 сентября 2020 года, оставленным  без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 20 января  2021 года и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 20 августа 2021 года, ООО «Кафе Регата и Ко» признано  виновным в совершении административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что в  организации общественного питания - кафе «Барабулька на закате» по адресу:  г. Сочи, Центральный район, пер. Ривьерский, д. 7 Обществом  предоставляются услуги по курению кальянов в нарушение пункта 2  постановления Главного государственного санитарного врача по  Краснодарскому краю от 25 марта 2020 года № 6 «О введении  ограничительных мероприятий в организациях и на объектах». 

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать  нельзя.  

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть 

распространяется и на лицо, которое совершило административное 


[A4] правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие  положения Конституции Российской Федерации применительно к институту  административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не  исполнено постановление о назначении административного наказания. 

Постановлением Главного государственного санитарного врача по  Краснодарскому краю от 27 апреля 2022 года № 6 постановление Главного  государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 25 марта  2020 года № 6 «О введении ограничительных мероприятий в организациях и  на объектах» признано утратившим силу. 

Таким образом, приведенные выше положения пункта 2 постановления  Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от  25 марта 2020 года № 6 «О введении ограничительных мероприятий в  организациях и на объектах» в части запрета предоставления услуг по  курению кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных аналогичных объектах  утратили силу. 

В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении  постановления о назначении Обществу административного наказания. 

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление судьи Центрального районного  суда г. Сочи от 29 сентября 2020 года, решение судьи Краснодарского  краевого суда от 20 января 2021 года и постановление судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года, вынесенные в  отношении ООО «Кафе Регата и Ко» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской 

Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. 


[A5] Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о  назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт  5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

постановил:

постановление судьи Центрального районного суда г. Сочи от 29 сентября  2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 января 2021  года и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей  юрисдикции от 20 августа 2021 года, вынесенные в отношении  ООО «Кафе Регата и Ко» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации В.Н. Александров