ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 18-АД23-7 от 07.08.2023 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 18-АД23-7-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 07 августа 2023 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев СИ., рассмотрев  жалобу генерального директора ООО «Медицинский центр «Женское здоровье»  Юсуповой С.Х. на вступившие в законную силу постановление судьи Геленджикского  городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2021 года, решение судьи  Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 года и постановление судьи Четвертого  кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2022 года, вынесенные в  отношении ООО «Медицинский центр «Женское здоровье» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

Постановлением судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от  07 июня 2021 года производство по настоящему делу прекращено на основании пункта 2  части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения  (л.д. 83-89). 

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 29 сентября 2021 года  указанное постановление судьи городского суда отменено, дело направлено на новое  рассмотрение в тот же городской суд (л.д. 111-116). 

Постановлением судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от  16 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского  краевого суда от 17 января 2022 года и постановлением судьи Четвертого кассационного 

суда общей юрисдикции от 08 сентября 2022 года, ООО «Медицинский центр «Женское 


здоровье» признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в  виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный  директор Общества Юсупова С.Х. выражает несогласие с постановлением судьи  Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16 ноября 2021 года, решением  судьи Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 года и постановлением судьи  Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября 2022 года, ставит  вопрос об их отмене, приводя доводы о необоснованном привлечении Общества к  административной ответственности. 

В силу положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу,  протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном  правонарушении в полном объеме. 

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении  и доводов жалобы приводит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в  нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов,  невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - влечет  назначение административного наказания. 

За аналогичные действия (бездействие), совершенные в период режима  чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания,  представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на  соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо  невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного  предписания (постановления) или требования органа (должностного лица),  осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический  надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических)  мероприятий, - установлена административная ответственность частью 2 названной  статьи. 

Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О  санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий  реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья. 

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих,  утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня  первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни  заболевших. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №  66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, 

представляющих опасность для окружающих. 


Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего  посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических)  мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными  предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части  осуществляемой ими деятельности. 

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных  предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30  марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). 

В силу положений пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП  3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)»,  утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 (в редакции, действующей на момент  совершения административного правонарушения, далее - СП 3.1.3597-20), отбор и  транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся  в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении  возбудителей инфекционных заболеваний человека I - II группы патогенности. 

Срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен  превышать 48 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до  получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее  исследование. 

Пунктом 3.4. СП 3.1.3597-20 предусмотрено, что лаборатории, проводящие  исследования на определение маркеров возбудителя COVID-19 в биологических пробах  от лиц, указанных в пункте 3.1 санитарных правил, направляют результаты  исследований незамедлительно по их завершению, но не позднее 24 часов, наиболее  быстрым из доступных способов в медицинские организации, направившие  биологический материал. 

Информация о положительных результатах лабораторных исследований на  COVID-19 незамедлительно по электронным каналам связи передается из организаций,  на базе которых проводились первичные исследования, в территориальные органы  Роспотребнадзора с указанием данных об обследуемом лице, в объеме, позволяющем  провести противоэпидемические мероприятия. 

В свою очередь пунктом 3.5 СП 3.1.3597-20 на медицинские организации,  установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии  с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по  профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденными  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 16 декабря 2013 года № 65, возложена обязанность по направлению в органы,  уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренного извещения. 

Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в 

отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального 


статистического наблюдения) проводится территориальными органами  Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным  медицинской организацией). 

В соответствии с пунктом 12.1 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по  профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические  правила», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65 (действовавших до 01 сентября  2021 года, далее - СП 3.1/3.2.3146-13), о каждом случае инфекционной (паразитарной)  болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или  подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от  инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских,  образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные  предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2  часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по  каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный  орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его  нахождения). 

Ответственными за полноту, достоверность и своевременность учета  инфекционных и паразитарных заболеваний, а также оперативное и полное сообщение о  них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный  государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются индивидуальные  предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, руководители  медицинских, оздоровительных, образовательных и других организаций, выявившие  больного (пункт 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13). 

Медицинская организация, изменившая или уточнившая диагноз, в течение 12  часов подает новое экстренное извещение на больного в территориальный орган,  уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления заболевания, с указанием измененного  (уточненного) диагноза, даты его установления, первоначального диагноза, результата  лабораторного исследования (пункт 12.4 СП 3.1/3.2.3146-13). 

В настоящее время аналогичные требования закреплены в пунктах 3.4, 3.5 СП  3.1.3597-20 (в редакции постановления Главного государственного санитарного врача  Российской Федерации от 09 ноября 2021 года № 29) и пунктах 24, 27 Санитарных  правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по  профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4. 

Как усматривается из материалов дела, ООО «Медицинский центр «Женское  здоровье», являясь медицинской организацией, осуществлявшей на основании договоров  об оказании платных медицинских услуг отбор биологического материала для  проведения лабораторных исследований на определение маркеров возбудителя COVID19 у граждан Т. (л.д. 39-40), Т. (л.д. 41-42) и Б. (л.д. 43-44) 03 марта 2021 года, 06 марта 2021 года и 02 марта 2021 года соответственно, в 

нарушение перечисленных требований законодательства не передало своевременно (в 


течение 2 часов - по телефону, 12 часов - в письменной форме) в территориальный орган,  уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления указанных больных экстренные  извещения с предварительным диагнозом, а также экстренные извещения с уточненными  диагнозами и датами их установления лабораторией ООО «Инвитро», которая провела в  отношении названных граждан исследования на определение маркеров возбудителя  COVID-19 (в отношении Т. - 05 марта 2021 года (л.д. 37), Т. - 07 марта 2021 года (л.д. 36), Б. - 04 марта 2021 года (л.д. 38), в каждом случае обнаружен РНК коронавирус SARS-CoV-2). 

Таким образом, Общество не выполнило требования действующих санитарных  правил в период возникновения угрозы распространения новой коронавирусной  инфекции COVID-19, представляющей опасность для окружающих, что не позволило  своевременно организовать и провести соответствующие противоэпидемические  мероприятия в отношении заболевших и контактных с ними лиц (экстренные извещения  поданы ООО «Медицинский центр «Женское здоровье» в Новороссийский филиал  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» лишь 11 марта 2021  года без подтверждающих данных из референс-лаборатории). 

Перечисленные обстоятельства подтверждаются представленными по делу  доказательствами, исследованными судами, получившими оценку с точки зрения их  относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном  правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу  доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе, виновность лица,  совершившего противоправное деяние. 

Действия (бездействие) Общества, не принявшего, несмотря на имевшуюся  возможность, все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства  в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях в соответствии с установленными  обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в указанной сфере, а  доводы жалобы установленные нижестоящими судами обстоятельства и выводы судов о  его виновности в совершении данного противоправного деяния не опровергают. 

То обстоятельство, что обязательная верификация (проверка и подтверждение  результатов) положительных результатов лабораторных исследований биоматериалов на  определение РНК коронавируса, выполненных в лаборатории ООО «Инвитро», начиная  с 18 ноября 2020 года не требуется, не освобождает Общество как медицинскую  организацию, направившую биологические материалы больных на исследование и, в том  числе выявившую больных, от установленной законодателем обязанности оперативно и  в полном объеме представить в органы, уполномоченные осуществлять федеральный  государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренные извещения с 

последующим подтверждением (уточнением, изменением) диагноза. 


Порядок и срок давности привлечения Общества к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000  рублей назначено Обществу в размере менее минимального размера административного  штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3  статьи 4.1 данного Кодекса.  

Право Общества на защиту при производстве по делу реализовано. 

Вместе с тем нахожу состоявшиеся по данному делу судебные акты подлежащими  изменению. 

Как следует из протокола об административном правонарушении и обжалуемых  судебных актов, Обществу также вменено несоблюдение срока выполнения  лабораторных исследований, который не должен превышать 48 часов с момента  поступления биологического материала в лабораторию до получения ее результата  лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование. 

Между тем согласно материалам дела лабораторные исследования биологических  объектов граждан Т.Т. и Б. проведены ООО «Инвитро» в день поступления образцов на исследование. 

Несоблюдение сроков направления биологических объектов на исследование  Обществу не вменено. 

Правовые нормы, возлагающие на индивидуальных предпринимателей,  осуществляющих медицинскую деятельность, руководителей медицинских,  оздоровительных, образовательных и других организаций, выявивших больных,  обеспечить соблюдение определенного в 48 часов срока выполнения лабораторных  исследований, в протоколе об административном правонарушении и судебных актах не  приведены. 

При таких обстоятельствах вмененное ООО «Медицинский центр «Женское  здоровье» нарушение несоблюдения срока выполнения лабораторных исследований,  который не должен превышать 48 часов с момента поступления биологического  материала в лабораторию до получения ее результата лицом, в отношении которого  проведено соответствующее исследование, подлежит исключению из объема  совершенных противоправных деяний, судебные акты в означенной части - изменению. 

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста  на вступившие в законную силу постановление по делу об административном  правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится  решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении,  решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения  настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об  административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на  новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным  образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные 

постановление, решение. 


Данные изменения положение Общества как лица, в отношении которого  вынесены обжалуемые постановления, решения, никоим образом не ухудшают и не  усиливают назначенное административное наказание. 

Кроме того, Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении  изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в  данный Кодекс введена статья 4.1.2, согласно которой при назначении  административного наказания в виде административного штрафа социально  ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент  совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных  некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся  субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к  малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на  момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов  малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в  размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II  настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица (часть 1). 

Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного  наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за  совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, несут административную ответственность как юридические лица (часть 4). 

ООО «Медицинский центр «Женское здоровье» включено в Единый реестр  субъектов малого и среднего предпринимательства 10 октября 2020 года и по состоянию  на момент совершения административного правонарушения относилось к категории  микропредприятий (л.д. 24-25). 

Санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено административное наказание для лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста  пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок  до девяноста суток; для юридических лиц - в виде административного штрафа в размере  от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение,  имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило  административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении  которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. 

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за 


административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица,  обратной силы не имеет. 

Сведений об исполнении постановления судьи Геленджикского городского суда  Краснодарского края от 16 ноября 2021 года о назначении Обществу административного  наказания материалы дела не содержат, в связи с чем полагаю необходимым назначить  ООО «Медицинский центр «Женское здоровье» административное наказание по части 2  статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в  виде административного штрафа с применением положений части 1 статьи 4.1.2 данного  Кодекса в размере 50 000 рублей. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда  Российской Федерации 

постановил:

жалобу законного представителя ООО «Медицинский центр «Женское здоровье»  Юсуповой С.Х. удовлетворить частично. 

Постановление судьи Геленджикского городского суда Краснодарского края от 16  ноября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 года и  постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08 сентября  2022 года, вынесенные в отношении Общества по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, изменить. 

Исключить из объема вмененного Обществу противоправного деяния выводы о  несоблюдении срока выполнения лабораторных исследований, который не должен  превышать 48 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до  получения ее результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее  исследование. 

Назначить ООО «Медицинский центр «Женское здоровье» административное  наказание в виде административного штрафа с применением положений части 1 статьи  4.1.2, части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в размере 50 000 рублей. 

В остальной части постановление судьи Геленджикского городского суда  Краснодарского края от 16 ноября 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого  суда от 17 января 2022 года и постановление судьи Четвертого кассационного суда  общей юрисдикции от 08 сентября 2022 года оставить без изменения. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

СИ. Кузьмичев