ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19-АД20-17 от 11.03.2021 Верховного Суда РФ

V. - у

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 19-АД20-17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 11 марта 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу руководителя Межрегионального управления Федеральной  службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому  федеральному округу Медведя А.В. на вступившее в законную силу  постановление заместителя председателя Пятого кассационного суда общей  юрисдикции от 26 июня 2020 года, вынесенное в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Марат и К» (далее - общество) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского  края от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи  Ставропольского краевого суда от 27 ноября 2019 года, общество признано  виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.  Спиртосодержащая продукция, изъятая в соответствии с протоколом изъятия  вещей и документов от 25 декабря 2018 года, направлена на уничтожение. 

Постановлением заместителя председателя Пятого кассационного суда  общей юрисдикции от 26 июня 2020 года указанные судебные акты отменены,  производство по настоящему делу об административном правонарушении  прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, Медведь А.В.  просит отменить постановление заместителя председателя Пятого  кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года, приводя доводы  о его незаконности. 


Общество, извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о  подаче указанной жалобы, представило на нее возражения, в которых  генеральный директор Легостаев В.А. просит названный выше судебный акт  оставить без изменения. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении,  доводов жалобы и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии со статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение установленного  законодательством Российской Федерации о государственном регулировании  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка  учета использования производственных мощностей, объема собранного  винограда и использованного для производства винодельческой продукции  винограда либо нефиксация информации в Единой государственной  автоматизированной информационной системе учета объема производства и  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в  установленном законодательством Российской Федерации о государственном  регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч  рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного  правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти  тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся  предметом административного правонарушения, либо без таковой. 

Основанием для привлечения общества к административной  ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило то  обстоятельство, что оно, в нарушение требований абзацев 20, 21, 22, 23 пункта  2 статьи 8, пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года   № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об  ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон «О государственном регулировании производства и  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об  ограничении потребления (распития) алкогольной продукции») осуществило  оборот, использование фармацевтической субстанции спирта этилового  (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных средств,  производство и отгрузку спиртосодержащих лекарственных средств, не  зафиксировав в Единой государственной автоматизированной информационной  системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведения об объеме  использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), об  объеме производства и поставки указанных спиртосодержащих лекарственных  средств, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о 


государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

Отменяя вынесенные судебные акты и прекращая производство по  настоящему делу об административном правонарушении, заместитель  председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришел к выводу  об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного  правонарушения, поскольку на момент проведения проверки и составления  протокола об административном правонарушении в отношении общества  правила исполнения обязанностей по учету объема производства и оборота  спиртосодержащих лекарственных препаратов не были установлены. 

Вместе с тем заместителем председателя Пятого кассационного суда общей  юрисдикции не было учтено следующее. 

В силу пункта 4.3 статьи 45 Федерального закона от 12 апреля 2010 года   № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» индивидуальные  предприниматели и юридические лица, осуществляющие закупку и  использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а  также производство, изготовление и (или) оборот (за исключением розничной  продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны  осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и  14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном  регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития)  алкогольной продукции». 

Федеральным законом «О государственном регулировании производства и  оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об  ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в статьях 8 и 14  установлены обязанности: 

лиц, осуществляющих оборот фармацевтической субстанции спирта  этилового (этанола), выполнять учет и декларирование объема оборота и  использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола); учет  и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за  исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных  препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий; 

организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих  фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанола) или этиловый спирт  для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или)  спиртосодержащих медицинских изделий, - оснастить емкости для приемки  фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) автоматическими  средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в  фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или в этиловом  спирте, объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или  этилового спирта; обеспечивать прием и передачу информации, полученной с  использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и  объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового  (этанола) или этиловом спирте, объема фармацевтической субстанции спирта  этилового (этанола) или этилового спирта и об объеме их закупки; оснастить 


техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме  производства и оборота спиртосодержащей продукции в ЕГАИС; обеспечивать  прием и передачу информации об объеме использования фармацевтической  субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта, об объеме  производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи)  спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих  медицинских изделий, полученную с применением технических средств  фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота  спиртосодержащей продукции в ЕГАИС. 

Таким образом, названные выше федеральные законы устанавливают  требования учета объема оборота и использования фармацевтической  субстанции спирта этилового (этанола), а также объема производства,  изготовления и оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов. 

Данные законодательные требования заместителем председателя  кассационного суда общей юрисдикции проигнорированы, оценка действиям  общества с учетом положений приведенных выше норм в обжалуемом  постановлении не дана. 

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к  административной ответственности является обстоятельством, исключающим  производство по делу об административном правонарушении. 

Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской  Федерации настоящей жалобы срок давности привлечения общества к  административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной  категории дел истек, а производство по делу в отношении последнего было  прекращено в связи с отсутствием состава административного  правонарушения, то возможность возобновления производства по данному  административному делу и правовой оценки действий названного лица на  предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.  Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по  делу прекращено. 

В связи с этим отмена постановления заместителя председателя Пятого  кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года в настоящее  время невозможна. 

Вместе с тем согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление  по делу об административном правонарушении, решения по результатам  рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения  данного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об  административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения  дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное 


наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении  которого вынесены указанные постановление, решение. 

При таких обстоятельствах постановление заместителя председателя  Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года подлежит  изменению путем исключения из этого судебного акта выводов о том, что в  действиях общества отсутствует состав вмененного административного  правонарушения, так как на момент проведения проверки и составления  протокола об административном правонарушении в отношении общества  правила исполнения обязанностей по учету объема производства и оборота  спиртосодержащих лекарственных препаратов установлены не были. 

Рассматривая настоящее дело, судья Верховного Суда Российской  Федерации также учитывает, что согласно пункту 1 статьи 25 Федерального  закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении  потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения  незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного  технологического оборудования для производства этилового спирта, которое  подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на  основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством  Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт,  алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и  (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи информации об объеме  производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную  информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом  2.1 статьи 8 данного Федерального закона. 

Исходя из указанной нормы спиртосодержащая продукция, в случае, если  ее производство и (или) оборот осуществляются без фиксации и передачи  информации об объеме производства и (или) оборота в единую  государственную автоматизированную информационную систему, признается  находящейся в незаконном обороте. 

Такая спиртосодержащая продукция подлежит изъятию независимо от  установления наличия либо отсутствия вины общества в совершении  вмененного административного правонарушения. 

Прекращение производства по настоящему делу об административном  правонарушении само по себе не влечет возврат обществу изъятой у него  спиртосодержащей продукции, находившейся в незаконном обороте. 

Изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом  изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным  причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность  государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом  административного наказания, и предполагает лишение лица имущества,  только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой  зависимости от факта привлечения к административной ответственности. 


Изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях у лиц, которые владеют  данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора  аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением  установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого  правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например,  пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О  государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции») (пункт 23.2 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5  «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях»). 

На основании изложенного, спиртосодержащая продукция, изъятая у  общества в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 25  декабря 2018 года и перечисленная в резолютивной части постановления судьи  городского суда от 26 июля 2019 года, подлежит уничтожению. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

постановил:

жалобу руководителя Межрегионального управления Федеральной службы  по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному  округу Медведя А.В. удовлетворить частично. 

Постановление заместителя председателя Пятого кассационного суда  общей юрисдикции от 26 июня 2020 года, вынесенное в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Марат и К» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, изменить. 

Исключить из названного акта выводы о том, что в действиях общества  отсутствует состав вмененного административного правонарушения, так как на  момент проведения проверки и составления протокола об административном  правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью  «Марат и К» правила исполнения обязанностей по учету объема производства и  оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов не были установлены. 

Направить на уничтожение спиртосодержащую продукцию,  перечисленную в резолютивной части постановления судьи Ессентукского  городского суда Ставропольского края от 26 июля 2019 года. 

В остальной части постановление заместителя председателя Пятого  кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 года оставить без  изменения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации икифоров