ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 19-АД22-12 от 05.09.2022 Верховного Суда РФ

верховный суд
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 19-АД22-12-К5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 05 сентября 2022 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,  рассмотрев жалобу защитника Степаньковой С.В., действующей на основании  доверенности в интересах Сунь Хун на вступившие в законную силу  постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от  23 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда  от 14 января 2022 года и постановление судьи Пятого кассационного суда  общей юрисдикции от 06 апреля 2022 года, вынесенные в отношении Сунь Хун  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского  края от 23 декабря 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от  23 декабря 2021 года), оставленным без изменения решением судьи  Ставропольского краевого суда от 14 января 2022 года и постановлением судьи  Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 апреля 2022 года,  гражданка КНР Сунь Хун признана виновной в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута  административному наказанию в виде административного штрафа в размере  4 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных  граждан ОМВД России по Георгиевскому району ГУ МВД России по  Ставропольскому краю.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Степанькова С.В. просит отменить названные акты, вынесенные в  отношении Сунь Хун по делу об административном правонарушении,


предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сунь Хун к  административной ответственности) нарушение иностранным гражданином  или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской  Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на  пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких  документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в  уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного  срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно  наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от  двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту,  либо иные предусмотренные федеральным законом или международным  договором Российской Федерации документы, подтверждающие право  иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской  Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля  2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации  иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не  требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в  течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если  такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При  этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации  указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным договором Российской Федерации,  за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему


продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему  выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на  жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые  для получения им разрешения на временное проживание в порядке,  предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него  принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство  Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем  русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая  2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о  выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по  контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее  - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято  ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении  иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по  очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или  ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в  которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении  или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной  программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению  основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о  продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого  иностранного гражданина.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-  ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую  Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на  территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо  не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание)  в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не  обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо  уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока  пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие  правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации,  являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации.


Из материалов дела об административном правонарушении следует,  что 22 декабря 2021 года в 21 час 00 минут в помещении ОВМ ОМВД России  по г. Пятигорску по адресу: г. , выявлена  гражданка КНР Сунь Хун, допустившая нарушение режима пребывания  (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в  отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3);  копиями паспорта, уведомления о прибытии и миграционной карты гражданки  КНР Сунь Хун (л.д. 12-15); данными из базы ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.  16); рапортом инспектора по ОП ОПНМ г. Пятигорск ОИК УВМ ГУ МВД  России по Ставропольскому краю (л.д. 18); письменными объяснениями  гражданки КНР Сунь Хун (л.д. 24), которые оценены в совокупности с другими  материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения.

Постановление о привлечении гражданки КНР Сунь Хун к  административной ответственности за совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в  пределах срока давности привлечения к административной ответственности,  установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях для данной категории дел, порядок  привлечения Сунь Хун к административной ответственности соблюден.

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях); при  назначении административного наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного правонарушения, личность  виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях).


Вопреки доводам защитника Степаньковой С.В. оснований для отмены  обжалуемых судебных актов и прекращения производства по делу не имеется,  поскольку при составлении протокола об административном правонарушении с  участием переводчика М равно как и при рассмотрении дела в  Пятигорском городском суде Ставропольского края, гражданка КНР Сунь Хун  вину в совершении административного правонарушения не отрицала,  замечаний и возражений относительно нарушений не заявляла.

Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и не ставят под  сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.

Таким образом, гражданка КНР Сунь Хун обоснованно привлечена к  административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих  отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела  не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления в части  назначенного Сунь Хун административного наказания сомнений в своей  законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены  или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края  от 23 декабря 2021 года, решение судьи Ставропольского краевого суда  от 14 января 2022 года и постановление судьи Пятого кассационного суда  общей юрисдикции от 06 апреля 2022 года, вынесенные в отношении  Сунь Хун по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника  Степаньковой С.В. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации С.Б. Никифоров