ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 2-АД21-9 от 20.01.2022 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 2-АД21-9-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 20 января 2022 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Михайловой И.Н., действующей на основании  ордера в интересах Мылова А.Н., на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку   № 44 от 20 августа 2020 года, решение судьи Белозерского районного суда  Вологодской области от 22 сентября 2020 года и постановление судьи Третьего  кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года, вынесенные в  отношении Мылова Андрея Николаевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному  участку № 44 от 20 августа 2020 года, оставленным без изменения решением  судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 22 сентября 2020  года и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции  от 15 апреля 2021 года, Мылов А.Н. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными  средствами на срок 1 год 6 месяцев. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Михайлова И.Н. просит отменить постановления, вынесенные в отношении  Мылова А.Н. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить 

производство по делу. 


[A1] Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мылова А.Н. к  административной ответственности) невыполнение водителем транспортного  средства законного требования уполномоченного должностного лица о  прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если  такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет  наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с  лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до  двух лет. 

Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской  Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила  дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию  должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального  государственного надзора в области безопасности дорожного движения,  проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и  медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет  транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого  имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии  опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о  возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на  состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей  статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами  освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать,  что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате  освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо  подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения. 

Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет  транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления  его результатов, направления указанного лица на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, медицинского  освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его  результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 26 июня 2008 года № 475 (далее также - Правила), воспроизводят 

указанные в части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об 


[A2] административных правонарушениях обстоятельства, являющиеся основанием  для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения, и устанавливают порядок направления на такое  освидетельствование. 

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил достаточными основаниями  полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии  опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:  запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое  изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее  обстановке. 

Как усматривается из материалов дела, 02 апреля 2020 года в 21 час 00  минут по адресу: Вологодская область, г. Вытегра, ул. Советская, д. 16,  водитель Мылов А.Н. управлял транспортным средством «Ниссан - Террано»,  государственный регистрационный знак <...>, с признаками опьянения: запах алкоголя изо рта; нарушение речи, указанных в пункте 3  Правил. 

В связи с наличием названных признаков опьянения, должностным лицом  ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами Мылову А.Н. было  предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения  с применением технического средства измерения, от прохождения которого он  отказался. 

В соответствии с пунктом 10 Правил, направлению на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства  подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования  на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований  полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии  опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

Должностным лицом Мылов А.Н. был направлен на медицинское  освидетельствование на состояние опьянения, однако, в нарушение пункта 2.3.2  Правил дорожного движения он не выполнил законное требование  уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского  освидетельствования на состояние опьянения. 

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6);  протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние  опьянения (л.д. 7); актом медицинского освидетельствования на состояние  опьянения (л.д. 8); рапортом инспектора ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по  Вытегорскому району Вологодской области (л.д. 9-10); карточкой водителя и  списком административных правонарушений Мылова А.Н. (л.д. 13-18);  СО-диском (л.д. 20) и иными материалами дела, которым дана оценка на  предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях


[A3] В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27  и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или  применение видеозаписи. 

В случае применения видеозаписи для фиксации совершения  процессуальных действий, за исключением личного досмотра, эти  процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается  запись в соответствующем протоколе либо акте освидетельствования на  состояние алкогольного опьянения. Материалы, полученные при совершении  процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к  соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние  алкогольного опьянения. 

При применении мер обеспечения производства по делу об  административном правонарушении велась видеозапись. 

Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на  состояние опьянения 35 СО № 074409 от 02 апреля 2020 года следует,  что Мылов А.Н. был направлен на медицинское освидетельствование на  состояние, пройти которое он согласился, о чем была сделана соответствующая  отметка (л.д. 7). 

Впоследствии в БУЗ Вологодской области «Вытегорская центральная  районная больница» от прохождения медицинского освидетельствования на  состояние опьянения Мылов А.Н. отказался. Отказ Мылова А.Н.  зафиксирован в акте медицинского освидетельствования № 25 от 02 апреля  2020 года, который подписан врачом К. (л.д. 8).

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о  совершении Мыловым А.Н. административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Все доводы, поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы  направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств,  не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об  административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по  делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях  Мылова А.Н. объективной стороны состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской 

Федерации об административных правонарушениях. 


[A4] Административное наказание назначено Мылову А.Н. в пределах санкции  части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении Мылова А.Н. к административной  ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к  административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для  данной категории дел. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи Вологодской области по судебному  участку № 44 от 20 августа 2020 года, решение судьи Белозерского районного  суда Вологодской области от 22 сентября 2020 года и постановление судьи  Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года,  вынесенные в отношении Мылова Андрея Николаевича по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, а жалобу защитника Михайловой И.Н. - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров