ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 20-АД20-3 от 03.08.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 20-АД20-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва 03 августа 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу  постановление судьи Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан  от 24 сентября 2019 года, решение судьи Верховного Суда Республики  Дагестан от 11 октября 2019 года и постановление заместителя председателя  Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2019 года,  вынесенные в отношении ФИО2 по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1  статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Кумторкалинского районного суда Республики  Дагестан от 24 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением  судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 11 октября 2019 года и  постановлением заместителя председателя Пятого кассационного суда общей  юрисдикции от 19 декабря 2019 года, гражданин Республики Азербайджан  ФИО1 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа  в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы  Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда  из Российской Федерации. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 просит изменить судебные акты, состоявшиеся в  отношении него по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об 


административных правонарушениях, исключив из них назначенное  наказание в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  ФИО1 к административной ответственности) нарушение  иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания  (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии  документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в  Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче  заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда  из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания,  если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния,  влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации  регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О  правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином  признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо  разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную  карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или  международным договором Российской Федерации документы,  подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание  (проживание) в Российской Федерации. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона  от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской  Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию  в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто  суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за  исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а  также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим  Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в  Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может  превышать девяносто суток. 

В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации 


иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по  истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания,  установленного настоящим Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день  истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок  временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на  временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты  заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на  временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего  Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о  возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного  гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей  33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо  федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел  принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении  иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве  высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или  заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу,  выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со  статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство  образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается  по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной  образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или  ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в  которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении  или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной  программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению  основных профессиональных образовательных программ на русском языке  (далее - подготовительный факультет федеральной государственной  образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в  Российской Федерации такого иностранного гражданина. 

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года   № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в  Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства,  въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением  установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих  право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо  утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим  заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской  Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской  Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через  территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на 


территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  24 сентября 2019 года в 03 часа 45 минут на контрольно-пропускном пункте  «Сулак» на территории Кумторкалинского района Республики Дагестан  выявлен гражданин Республики Азербайджан ФИО1,  допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных  граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из  Российской Федерации по истечении срока пребывания. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3);  рапортом сотрудника группы управления КПП «Сулак» В ОГО и П МВД  России в СКФО (л.д. 4); сведениями базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ  (л.д. 5-10); копией паспорта и миграционной карты ФИО1 (л.д.  11-13); данными из базы ИЦ МВД России по Республике Дагестан (л.д. 17-22)  и другими документами, которые оценены в совокупности с другими  материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи  26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и  достаточности. 

Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении ФИО1 к  административной ответственности за совершение административного  правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено  судьей в пределах срока давности привлечения к административной  ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел,  порядок привлечения ФИО1 к административной  ответственности соблюден. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  ФИО1 указывает, что применение к нему такой меры  административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его  право на уважение семейной жизни. 

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 


Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод,  признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не  допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление  этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство  предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в  интересах национальной безопасности и общественного порядка,  экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков  или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и  свобод других лиц. 

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЪсш1а212, СаЬа1ез апё  Ва1капс1аН) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 года  по делу «Гюль (Ои1) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 года по делу  «ФИО3 (Кш1т) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу «Беррехаб  (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 года по делу  «Бугханеми (Вои§папегш) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 года по  делу «Эль-Бужаиди (Е1 Воъцакн) против Франции», § 39; от 18 октября 2006  года по делу «Юнер (Шег) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007  года по делу «Лю и Лю (Ьш апё Ьш) против России», § 49; решение от 09  ноября 2000 года по вопросу о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов  (АЫгеу 8ЬеЬазЬоу) против Латвии» и др.). 

Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы 


усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть  важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными  подрывало бы уважение к такому закону. 

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 

Правонарушения в области миграционного законодательства в силу  закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно  как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как  административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. 

Как следует из материалов дела, при назначении ФИО1  административного наказания и в дальнейшем при пересмотре указанного  постановления судебными инстанциями требования части 2 статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях были  соблюдены: учтены характер совершенного административного  правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела. 

Необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина  родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской  Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного  гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство  страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к  нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы. 

Кроме того, из материалов дела усматривается, что ФИО1  ранее привлекался к административной и уголовной ответственности на  территории Российской Федерации. 

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что назначенное  ФИО1 административное наказание в виде  административного выдворения за пределы Российской Федерации нарушает  его право на семейную жизнь применительно к требованиям статьи 8  Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950  года), обоснованно отклонен нижестоящими судебными инстанциями. 

Следовательно, назначение ФИО1 дополнительного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения  к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным  частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях целям административного наказания, связанным с  предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу  фактических обстоятельств, не ставят под сомнение наличие в действиях  ФИО1 объективной стороны состава административного 


правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Административное наказание назначено ФИО1 в  пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1,  3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  судья Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Кумторкалинского районного суда Республики  Дагестан от 24 сентября 2019 года, решение судьи Верховного Суда  Республики Дагестан от 11 октября 2019 года и постановление заместителя  председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря  2019 года, вынесенные в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б. Никифоров