ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 25-АД21-4 от 11.11.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 25-АД21-4-К4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 11 ноября 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Высоцкого Валерия Юрьевича на вступившие в законную  силу постановление судьи Советского районного суда города Астрахани от  24.09.2020 № 5-3295/2020, решение судьи Астраханского областного суда  от 16.10.2020 № 7-321/2020 и постановление судьи Четвертого кассационного  суда общей юрисдикции от 19.02.2021 № 16-1318/2021, состоявшиеся в  отношении Высоцкого Валерия Юрьевича (далее - Высоцкий В.Ю.) по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Советского районного суда города Астрахани от  24.09.2020 № 5-3295/2020, оставленным без изменения решением судьи  Астраханского областного суда от 16.10.2020 № 7-321/2020 и постановлением  судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2021 № 161318/2021, Высоцкий В.Ю. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде  предупреждения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Высоцкий  В.Ю. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении  него, ставя вопрос об их отмене. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и 

доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 


[A1] В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент  возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения  Высоцкого В.Ю. к административной ответственности) невыполнение правил  поведения при введении режима повышенной готовности на территории,  на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или  в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных  частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи  до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч  до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до  пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч  рублей. 

Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020  утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным  с применением законодательства и мер по противодействию распространению  на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции  (СОУГО-19) № 1. 

В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм  подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1,  пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона  от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»  и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и  организациями, при введении режима повышенной готовности или  чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила), в их системной  взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к  административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как за  нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также  дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями  правил поведения при введении на территории субъекта Российской  Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации 

(вопрос 17 вышеназванного Обзора). 


[A2] При этом граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы  и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять  установленные правила поведения при введении режима повышенной  готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона  от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного  характера»). 

Распоряжением Губернатора Астраханской области от 17.03.2020 № 159- р на территории Астраханской области с 18.03.2020 введен режим  повышенной готовности для органов управления и сил территориальной  подсистемы Астраханской области единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

Пунктом 3.2 Правил поведения, обязательных для исполнения  гражданами и организациями в период действия режима повышенной  готовности на территории Астраханской области, утвержденных  постановлением Правительства Астраханской области от 04.04.2020 № 148-П  «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия  населения на территории Астраханской области в связи с распространением  новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» (в редакции, действующей на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения Высоцкого В.Ю. к административной ответственности),  установлена обязанность граждан использовать средства индивидуальной  защиты органов дыхания (маски) в транспорте, в общественных местах,  при любом выходе на улицу, на всех предприятиях (организациях),  продолжающих свою работу. 

Как усматривается из материалов дела об административном  правонарушении, основанием для составления в отношении Высоцкого В.Ю.  протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, послужили изложенные в данном документе выводы  о нарушении названным лицом приведенных выше норм пункта 3.2 названных  Правил, выразившемся в нахождении Высоцкого В.Ю. в 18 часов 50 минут  27.06.2020 у дома № 111 по улице Боевой города Астрахани без средств  индивидуальной защиты органов дыхания. 

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения  Высоцкого В.Ю. к административной ответственности постановлением судьи 

Советского районного суда города Астрахани от 24.09.2020 № 5-3295/2020. 


[A3] Вышестоящие судебные инстанции указанный судебный акт оставили без  изменения. 

Вместе с тем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя.

Административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за  которое Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об  административных правонарушениях установлена административная  ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса). 

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что  никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его  совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения  правонарушения ответственность за него устранена или смягчена,  применяется новый закон. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях производство по делу об  административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как  признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих  административную ответственность за содеянное, за исключением случая  одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих  административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же  деяние уголовную ответственность. 

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий  административную ответственность за административное правонарушение  либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего  административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть  распространяется и на лицо, которое совершило административное  правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого  постановление о назначении административного наказания не исполнено.  Закон, устанавливающий или отягчающий административную  ответственность за административное правонарушение либо иным образом  ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. 

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях являются  взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие 

положения Конституции Российской Федерации применительно к институту 


[A4] административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно  этим нормам, действие закона, отменяющего административную  ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых  не исполнено постановление о назначении административного наказания. 

Постановлением Правительства Астраханской области от 13.08.2020   № 370-П «О внесении изменений в постановление Правительства  Астраханской области от 04.04.2020 № 148-П» подпункт 3.2 данного  нормативно-правового акта изложен в новой редакции: «3.2. Использовать  средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) при посещении  мест приобретения товаров, работ, услуг (за исключением случаев нахождения  посетителей в организациях общественного питания, помещениях фитнес- центров, плавательных бассейнов, иных организациях, оказывающих услуги в  области физической культуры и спорта, а также оказания услуг, получение  которых посетителями с использованием средств индивидуальной защиты  органов дыхания невозможно), объектов транспортной инфраструктуры, в  общественном транспорте, включая легковое такси, а также при контакте с  другими гражданами, за исключением совместно проживающих граждан. При  этом гражданам рекомендуется использовать средства индивидуальной  защиты органов дыхания (маски) при нахождении на улице». 

Таким образом, приведенные выше нормы пункта 3.2 означенных Правил  (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения Высоцкого В.Ю.  к административной ответственности), устанавливающие требования, за  неисполнение которых в отношении Высоцкого В.Ю. возбуждено  производство по настоящему делу об административном правонарушении,  утратили силу. 

Материалами дела исполнение постановления о назначении  административного штрафа не подтверждается. 

При этом в рассматриваемом случае протоколом об административном  правонарушении, составленным 27.06.2020 в отношении Высоцкого В.Ю.,  неиспользование средств индивидуальной защиты органов дыхания при  контакте с другими гражданами ему не вменялось. Исходя из положений  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  протокол об административном правонарушении является процессуальным  документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в  отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется  вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого 

недопустимо. 


[A5] Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях установлено, что по результатам  рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу  постановление по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене  постановления по делу об административном правонарушении, решения по  результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по  делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных  статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные  постановление, решение. 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные  в отношении Высоцкого В.Ю. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, подлежат отмене. 

Производство по делу об административном правонарушении подлежит  прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса. 

Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой  позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики,  связанным с применением законодательства и мер по противодействию  распространению на территории Российской Федерации новой  коронавирусной инфекции (СОУГО-19) № 3, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос № 22),  из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта,  принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской  Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и  организациями правила поведения при введении режима повышенной  готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм,  закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для  прекращения производства по делу об административном правонарушении,  предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, либо отмены  состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления  о назначении административного наказания, если оно не было исполнено  (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса). 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской 

Федерации 


[A6] ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Советского районного суда города Астрахани от  24.09.2020 № 5-3295/2020, решение судьи Астраханского областного суда от  16.10.2020 № 7-321/2020 и постановление судьи Четвертого кассационного  суда общей юрисдикции от 19.02.2021 № 16-1318/2021, состоявшиеся в  отношении Высоцкого Валерия Юрьевича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по данному делу об административном правонарушении на  основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

^1*гНикифоров