ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 29-АД21-4 от 01.10.2021 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 29-АД21-4-К1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 1 октября 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу Обидова Хабибулло Хаитиллохоновича на вступившие в  законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы  от 31 декабря 2020 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном  объеме), решение судьи Пензенского областного суда от 18 февраля 2021 г. и  постановление председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции  от 18 мая 2021 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя  Обидова Хабибулло Хаитиллохоновича по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 31 декабря  2020 г., оставленным без изменения решением судьи Пензенского областного  суда от 18 февраля 2021 г. и постановлением председателя Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 18 мая 2021 г., индивидуальный  предприниматель Обидов XX. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и  подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в  размере 5 000 рублей с конфискацией предметов административного  правонарушения - обуви в количестве 3 736 пар. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  Обидов XX. просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по  настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об  их незаконности. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 


В соответствии с частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях продажа товаров и продукции без  маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной  законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и  (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка  либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением  продукции, указанной в части 4 данной статьи, влечет наложение  административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех  тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;  на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией  предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов  административного правонарушения. 

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 876  утвержден технический регламент Таможенного союза о безопасности  продукции легкой промышленности (далее - ТР ТС 017/2011), который  устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к  продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья  человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение  пользователей (потребителей) продукции. 

Согласно пункту 2 статьи 1 ТР ТС 017/2011 к продукции легкой  промышленности, на которую распространяется действие Технического  регламента, относится обувь. 

Указанным Техническим регламентом установлены требования к  маркировке соответствующей продукции. 

В силу части 7 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в  Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ) обязанность хозяйствующих  субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять  маркировку отдельных товаров средствами идентификации устанавливается  Правительством Российской Федерации, в том числе в целях охраны жизни и  здоровья человека. 

Обязательная маркировка обувных товаров установлена распоряжением  Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р  «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной  маркировке средствами идентификации» с целью снижения оборота  контрафактной продукции. 

Согласно пункту 9 данного перечня обувные товары с перечисленными в  этой норме кодами отнесены к группе товаров, подлежащих обязательной  маркировке средствами идентификации с 1 июля 2019 г. 

Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля  2019 г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров  средствами идентификации и особенностях внедрения государственной  информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих  обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных 


товаров» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от  5 июля 2019 г. № 860 и Правила маркировки обувных товаров соответственно)  установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных  товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в  информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных  товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота  обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается  до 1 июля 2020 г., за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «е»  и «ж» пункта 2 названного постановления. 

В пункте 2 Правил маркировки обувных товаров (в редакции,  действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для возбуждения дела об административном правонарушении)  обувные товары определены как продукция, включенная в товарную группу  «Обувь» с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу  товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора  продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13,  15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены  различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и  размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из  которых она изготовлена. 

Подпунктом «е» пункта 2 постановления Правительства Российской  Федерации от 5 июля 2019 г. № 860 установлено, что участники оборота  обувных товаров в соответствии с утвержденными данным постановлением  правилами при наличии по состоянию на 1 июля 2020 г. нереализованных  обувных товаров, введенных в оборот до 1 июля 2020 г., в срок до 1 сентября  2020 г. осуществляют их маркировку средствами идентификации и  представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами  идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с  названными правилами. 

В соответствии с пунктом 3 Правил маркировки обувных товаров такие  товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации  обувных товаров, в том числе в процессе оборота обувных товаров - при вводе  в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала  обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации  (подпункт «г»). 

В силу подпункта «в» пункта 33 Правил маркировки обувных товаров  регистрация обувных товаров в информационной системе мониторинга  осуществляется в процессе оборота обувных товаров при наличии  немаркированных средствами идентификации обувных товаров, находящихся в  обороте на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на  потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных  товаров, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот  данных обувных товаров. 

Согласно подпункту «б» пункта 34 Правил маркировки обувных товаров  для регистрации в информационной системе мониторинга обувных товаров, 


находящихся в обороте до даты начала обязательного нанесения средств  идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный  ярлык обувных товаров, по которым у заявителя нет возможности указать  сведения, предусмотренные подпунктом «а» данного пункта, заявитель  представляет следующие сведения о регистрируемых обувных товарах:  идентификационный номер налогоплательщика заявителя; вид обуви (мужская,  женская, детская); первые 2 знака кода товарной номенклатуры; способ ввода  обувных товаров в оборот (ввезены в Российскую Федерацию, произведены в  Российской Федерации). 

Пунктом 37 названных правил предусмотрено, что средство  идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового  кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык  обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта  Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая  идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Оа1а  Мапчх». К качеству нанесения средств идентификации обувных товаров  предъявляются следующие требования: 

нанесение печатью с использованием метода коррекции ошибок ЕСС-200 в  соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации  ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование  штриховое. Спецификация символики Оа(а Маичх»; 

использование А8СИ кодирования на основе национального стандарта  Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая  идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Ба1а  Маитх». 

При передаче (приемке) обувных товаров в рамках сделок,  предусматривающих переход права собственности на указанные товары, а  также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров участник  оборота обувных товаров, осуществляющий отгрузку (приемку) обувных  товаров, формирует уведомление о передаче (приемке) обувных товаров (в  форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в  рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной  электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга  в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки)  обувных товаров, но не позднее дня передачи этих обувных товаров третьим  лицам (пункт 64 Правил маркировки обувных товаров). 

В случае полной приемки обувных товаров участник оборота обувных  товаров, осуществляющий приемку обувных товаров, подписывает усиленной  электронной подписью уведомление о передаче (приемке) обувных товаров и  направляет его в информационную систему мониторинга в срок не более 3  рабочих дней со дня приемки обувных товаров, но не позднее дня передачи  этих обувных товаров третьим лицам (пункт 65 Правил маркировки обувных  товаров). 


Маркировка обувных товаров средствами идентификации должна быть на  каждой паре обуви, включая все остатки. С 1 июля 2020 г. продажа обувных  товаров без кодов идентификации запрещена. 

Хозяйствующие субъекты, не исполнившие обязанность по  осуществлению маркировки отдельных товаров средствами идентификации,  несут ответственность в соответствии с законодательством Российской  Федерации (часть 10 статьи 8 Закона № 381-ФЗ). 

Из материалов дела следует, что 25 ноября 2020 г. в период с 10 часов  15 минут до 15 часов 15 минут при проведении должностным лицом отдела  защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в  сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора)  по Пензенской области осмотра помещений в магазине «Мега Планета» по  адресу: г. Пенза, ул. Кижеватова, д. 15А установлено, что индивидуальный  предприниматель Обидов XX. в нарушение требований постановления  Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860 и Правил  маркировки обувных товаров допустил в реализацию путем предложения  неопределенному кругу потребителей обувных товаров в ассортименте в общем  количестве 3 736 пар на сумму <...> рублей без обязательной маркировки  специальными средствами идентификации (кодирование штриховое «Ба1а  Маитх» отсутствовало). 

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу  доказательствами: определением о возбуждении дела об административном  правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 6-7),  письменными объяснениями Обидова XX. (л.д. 10-12), протоколом осмотра  принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и  находящихся там вещей и документов (л.д. 13-19), протоколом изъятия из  оборота товаров, вещей (л.д. 20-31), протоколом об административном  правонарушении (л.д. 32-42), копией договора аренды нежилого помещения  для использования под территорию магазина непродовольственной группы  товаров (л.д. 44-45), копией акта таможенного осмотра помещений (л.д. 50-55)  и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Давая 25 ноября 2020 г. объяснения по факту выявленного нарушения,  Обидов XX. указал, что осуществляет деятельность в магазине по указанному  адресу, не является участником оборота обувных товаров в системе «Честный  знак» (не зарегистрирован в системе), закупает их на рынке «Люблино» в  г. Москве (Торговый центр «Москва») без маркировки средствами  идентификации, декларация о соответствии и товарно-сопроводительные  документы отсутствуют (л.д. 10-12). 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии индивидуального  предпринимателя Обидова XX. состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 


Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Действия индивидуального предпринимателя Обидова XX.  квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и  нормами Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Довод жалобы о наличии оснований для применения положений  статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и замены административного наказания в виде  административного штрафа на предупреждение, были предметом проверки  нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по мотивам,  изложенным в обжалуемых судебных актах. 

Судебные инстанции, исследовав и оценив собранные по делу  доказательства, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, обоснованно не усмотрели таких  оснований и совокупности условий, необходимых в соответствии со статьей 3.4  названного кодекса для замены вида назначенного индивидуальному  предпринимателю Обидову XX. административного наказания, признав, что  реализация обуви при отсутствии маркировки с учетом требований  законодательства, предъявляемых к таким товарам, может создавать  возникновение угрозы причинения вреда здоровью людей. 

Принимая во внимание фактические обстоятельства, связанные с  допущенным нарушением, назначенное индивидуальному предпринимателю  Обидову XX. административное наказание в виде административного штрафа  соответствует тяжести совершенного правонарушения и направлено на  достижение целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей  жалобы не установлено. 

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по делу  решений. 

За совершение вмененного административного правонарушения судья  районного суда назначил индивидуальному предпринимателю Обидову XX.  дополнительное административное наказание в виде конфискации предметов  административного правонарушения - обуви в количестве 3 736 пар, оставив  при этом без внимания положения части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, согласно которым не 


является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего  административное правонарушение, орудия совершения или предмета  административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в  противоправном владении лица, совершившего административное  правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих  обращению в собственность государства или уничтожению. 

Частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях установлено, что в постановлении по  делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об  изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в  отношении их не применено или не может быть применено административное  наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное  судно. 

При этом согласно пункту 2.1 части 3 указанной статьи изъятые из  незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых  устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат  уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации. 

Предложение для реализации (продажи) товаров без обязательной  маркировки специальными средствами идентификации запрещено. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г.   № 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из  незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным  делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих  уничтожению, в который включена обувь. 

В силу приведенных выше норм конфискация как дополнительное  административное наказание не может быть применена в отношении  находящихся в незаконном обороте товаров легкой промышленности,  указанных в протоколе осмотра помещений, и включенных в названный  Перечень, они подлежат уничтожению. 

При изложенных обстоятельствах в соответствии с положениями пункта 2  части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях обжалуемые судебные акты подлежат изменению путем  замены указания на конфискацию предметов административного  правонарушения - изъятой 25 ноября 2020 г. при осмотре помещения магазина  обуви в количестве 3 736 пар указанием на ее уничтожение в установленном  порядке. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 31 декабря  2020 г., решение судьи Пензенского областного суда от 18 февраля 2021 г. и 


постановление председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции  от 18 мая 2021 г., вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя  Обидова XX. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, изменить, заменить указание на  конфискацию предметов административного правонарушения - обуви в  количестве 3 736 пар указанием на ее уничтожение в установленном порядке. 

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения,  жалобу Обидова XX. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров