ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 3-АД19-2 от 13.06.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 3-АД19-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 1 з июня 2019 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,  рассмотрев жалобу защитника Богрий А.А., действующей на основании  доверенности в интересах государственного казенного учреждения Республики  Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» (далее - ГКУ РК  «Управление автомобильных дорог Республики Коми», Учреждение) на  вступившие в законную силу постановление судьи Сысольского районного  суда Республики Коми от 14 июня 2018 года, решение судьи Верховного Суда  Республики Коми от 25 июля 2018 года и постановление заместителя  председателя Верховного Суда Республики Коми от 03 октября 2018 года,  вынесенные в отношении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог  Республики Коми» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Сысольского районного суда Республики Коми от  14 июня 2018 года ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики  Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнуто административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 25 июля 2018 года  постановление судьи Сысольского районного суда Республики Коми  от 14 июня 2018 года изменено: из мотивировочной части указанного  постановления исключено указание о том, что в результате выявленных  эксплуатационных недостатков на пересечении дорог «Подъезд к п. Койдин от  автомобильной дороги Визинга - Кажым» на участке км 6+300 и  ул. Набережная, возле д. 22 п. Койдин Койгородского района, 14 марта 2018 


года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием двух  легковых автомашин, водитель одной из которых получил телесные  повреждения. В остальной части постановление судьи районного суда  оставлено без изменения. 

Постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики  Коми от 03 октября 2018 года указанные судебные акты оставлены без  изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Богрий А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в  отношении Учреждения по настоящему делу об административном  правонарушении, считая их незаконными. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ГКУ РК  «Управление автомобильных дорог Республики Коми» к административной  ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности  дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании  дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо  непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении,  по осуществлению временного ограничения или прекращения движения  транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если  пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц,  ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других  дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;  на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995  года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный  закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности  дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение  причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение  тяжести их последствий. 

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года   № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог  на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность  дорожного движения. 

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их  содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным  документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных  дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ). 


Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог  и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,  регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об  автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и  о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ). 

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября  2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в  соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения  сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения,  в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных  средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. 

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к  эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности  дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного  движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и  иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и  других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для  движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. 

Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности  дорожного движения влечет за собой в установленном порядке  дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность  (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ). 

Как усматривается из материалов дела, по результатам проведенного на  основании определения от 19 марта 2018 года административного  расследования по факту ненадлежащего содержания автомобильной дороги  «Подъезд к п. Койдин от автомобильной дороги Визинга-Кажым» на 6 км + 300  м и в районе д. 32 по у. Набережная в п. Койдин Койгородского района  Республики Коми установлено, что ГКУ РК «Управление автомобильных дорог  Республики Коми», являясь лицом, ответственным за безопасность дорожного  движения на данных участках дорог, в нарушение перечисленных требований  законодательства в области безопасности дорожного движения и требований  пункта 5.4.1 «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги  автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному  состоянию» и пункта 6.2 «ГОСТ 33181-2014. Межгосударственный стандарт.  Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего  содержания» и Устава не обеспечило соблюдение требований по обеспечению  безопасности дорожного движения при содержании дороги, допустив  формирование снежных валов высотой более 1 метра на нерегулируемом  пересечении дорог в одном уровне. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в  отношении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми»  18 мая 2018 года должностным лицом ОВ ДПС ОГИБДД МО МВД России 


«Сысольский» протокола об административном правонарушении и  привлечения Учреждения 14 июня 2018 года судьей Сысольского районного  суда Республики Коми к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Факт совершения ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики  Коми» указанного административного правонарушения подтвержден  собранными по делу доказательствами: протоколом об административном  правонарушении (л.д. 3-4); определением о возбуждении дела об  административном правонарушении и проведении административного  расследования (л.д. 9); актом выявленных недостатков в эксплуатационном  состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда и  фототаблицей к нему (л.д. 12-20) и иными материалами дела, которым дана  оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам  статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении выполнены, на основании полного и  всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все  юридически значимые обстоятельства совершения административного  правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. 

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что  у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», имея  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена  административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по  их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной  ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Действия Учреждения квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение для разрешения  дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки  нижестоящих судов и были отклонены по мотивам, приведенным в  соответствующих судебных актах, оснований не согласиться с которыми не  имеется. 


Несогласие защитника Богрий А.А. с оценкой установленных судебными  инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу  судебных актов не является. 

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену  состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Постановление о привлечении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог  Республики Коми» к административной ответственности вынесено с  соблюдением срока давности привлечения к административной  ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Сысольского районного суда Республики  Коми от 14 июня 2018 года, решение судьи Верховного Суда Республики Коми  от 25 июля 2018 года и постановление заместителя председателя Верховного  Суда Республики Коми от 03 октября 2018 года, вынесенные в отношении  ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 1  статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Богрий А.А. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской ФедерацииВЛя МеРкУлов