ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 304-АД14-627 от 01.12.2014 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№304-АД14-627

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва 1 декабря 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» Рассказова А.И. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Омска по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 15 августа 2013 г. № 797/798, решение Арбитражного суда Омской области от 18 октября 2013 г. по делу № А46-12067/2013, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2014 г. и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2014 г., вынесенные в отношении Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Омска по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 15 августа 2013 г. № 797/798, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Омской области от 18 октября 2013 г., постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2014 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2014 г., Товарищество собственников жилья «Куйбышевец-29» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В поступившей в Верховный Суд Российской Федерации жалобе председатель правления Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» Рассказов А.И. просит отменить постановление заместителя главного государственного инспектора г. Омска по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 15 августа 2013 г. № 797/798, решение Арбитражного суда Омской области от 18 октября 2013 г., постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2014 г. и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2014 г., вынесенные в отношении Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц ? от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц ? от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц ? от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ? от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц ? от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения внеплановой выездной проверки деятельности Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» были выявлены следующие нарушения, допущенные по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 107:

? сети внутреннего противопожарного водопровода находятся в неисправном состоянии (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, статья 86 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

? пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы рукавами и стволами (пункт 57 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, статья 86 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

? не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с составлением акта (пункт 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, статья 86 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

? в здании не предусмотрена система оповещения людей о пожаре 1-го типа (пункт 5.1, таблица 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»);

? не обеспечено включение насосов-повысителей от поэтажных кнопок управления (статьи 6, 85, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 12.21 СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»);

? краны внутреннего противопожарного водопровода не оборудованы противопожарными шкафами согласно требованиям НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытания» (пункт 4.15 НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытания»);

? двери лифтовых холлов не являются противопожарными дверями 2-го типа (пункт 7.22, таблицы 1 и 2, пункт 5.14 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; статьи 6, 24, 87, 88, 151 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

? помещение кабинета председателя не защищено автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре (статьи 6, 85, 151 Федерального закона Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»);

? не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации с фирмой, имеющей лицензию (пункт 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);

? в мусорокамерах здания не предусмотрена установка спринклерного пожаротушения (статьи 6, 151 Федерального закона Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 7.3.11 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», пункт 7.3.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные».

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 18 июля 2013 г. № 692.

Таким образом, Товарищество собственников жилья «Куйбышевец-29» допустило нарушения требований пожарной безопасности, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку должностного лица и арбитражных судов.

Порядок и срок привлечения Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.

Административное наказание назначено Товариществу собственников жилья «Куйбышевец-29» в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Рассказова А.И. об отсутствии в совершенном Товариществом собственников жилья «Куйбышевец-29» деянии составов административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на ошибочном толковании норм материального права и сводятся к  переоценке установленных по делу обстоятельств.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе производства по данному делу должностное лицо и арбитражные суды с соблюдением требований процессуального права пришли к обоснованному выводу о том, что Товариществом собственников жилья «Куйбышевец-29» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

Соответствующие выводы надлежащим образом мотивированы в состоявшихся по делу актах.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу постановлений и решений не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление заместителя главного государственного инспектора г. Омска по пожарному надзору территориального отдела надзорной деятельности Центрального административного округа г. Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 15 августа 2013 г. № 797/798, решение Арбитражного суда Омской области от 18 октября 2013 г. по делу № А46-12067/2013, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2014 г. и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2014 г., вынесенные в отношении Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу председателя правления Товарищества собственников жилья «Куйбышевец-29» Рассказова А.И. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской ФедерацииС.Б. Никифоров