ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 304-АД16-1585 от 29.07.2016 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -АД16-1585

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

29.07.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу арбитражного управляющего ФИО1 на решение Арбитражного суда Тюменской области
от 08.05.2015, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 07.08.2015 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.11.2015 по делу № А70-3409/2015 по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.11.2015, заявленное требование удовлетворено, арбитражный управляющий привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 25 000 рублей.

Арбитражный управляющий ФИО1 обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене вышеуказанных судебных актов и принятии по делу нового судебного акта, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению арбитражного управляющего, судами не учтено, что арбитражным управляющим самостоятельно выявлены и исправлены технические ошибки, допущенные при включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о проведении собрания кредиторов и завершении процедуры наблюдения; законодательством о банкротстве не предусмотрена обязанность по направлению сообщений о проведении собрания кредиторов в суд, по указанию в реестре требований кредиторов должника фамилии, имени, отчества руководителя кредитора - юридического лица; суд, рассматривающий дело о банкротстве, не запрашивал копии документов, подтверждающих сведения, указанные в отчете о ходе конкурсного производства.

Кроме того, судами неправомерно не применены положения статьи 2.9. КоАП РФ о малозначительности допущенного административного правонарушения.

При изучении доводов жалобы и судебных актов оснований для их отмены не установлено.

Как следует из судебных актов, определением Арбитражного суда Тюменской области от 11.08.2014 по делу № А70-6340/2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммуналсервис» (далее - должник) введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена ФИО1 Решением Арбитражного суда Тюменской области
от 12.11.2014 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена ФИО1

На основании заявления лица, участвующего в деле о банкротстве, управлением 11.02.2015 вынесено определение № 17/72-15 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего ФИО1 по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ и проведении административного расследования.

Административным органом установлено, что арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства должника совершены следующие нарушения законодательства о банкротстве:

- в сведениях о проведении собрания кредиторов, включенных 27.01.2015 в ЕФРСБ, не полностью указана информация, предусмотренная пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) (об ИНН, страховом номере индивидуального лицевого счета арбитражного управляющего, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации саморегулируемой организации, ее ИНН и адресе);

- уведомление о проведении 11.02.2015 собрания кредиторов в нарушение пункта 1 статьи 12, пункта 1 статьи 13 Закона о банкротстве и пункта 49 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» (далее - Постановление № 35) не направлено в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника;

- в сведениях о завершении процедуры наблюдения, включенных в ЕФРСБ 18.11.2014, не полностью указана информация, предусмотренная пунктами 1, 6.1, 6.2 статьи 28 Закона о банкротстве (об ИНН, страховом номере индивидуального лицевого счета арбитражного управляющего, адресе для направления ему корреспонденции, об ОГРН должника, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации, ее ИНН, адресе, а также о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения);

- к отчету конкурсного управляющего, направленному 13.02.2015 в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, в нарушение пунктов 4, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 (далее - Общие правила подготовки отчетов), не приложены документы, подтверждающие изложенные в нем сведения;

- в реестре требований кредиторов должника, представленном 13.02.2015, не полностью отражены сведения о кредиторах, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона о банкротстве, Общими правилами ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 № 345 (далее - Общие правила ведения реестра) и Типовой формой реестра требований кредиторов, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 № 233 (далее - Типовая форма).

По результатам административного расследования управлением составлен протокол об административном правонарушении от 12.03.2015
№ 00187215 и подано заявление в суд о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона о банкротстве сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 данного Закона.

Исходя из пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать, в том числе ИНН утвержденного арбитражного управляющего, страховой номер его индивидуального лицевого счета, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации, ее ИНН и адрес.

Как установлено судами, в сведениях о проведении собрания кредиторов, включенных арбитражным управляющим 27.01.2015 в ЕФРСБ, не была указана вышеназванная информация.

В силу пункта 6.1 статьи 28 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет).

Судами установлено, что сведения о завершении процедуры наблюдения включены арбитражным управляющим в ЕФРСБ 18.11.2014, однако в нарушение пункта 8 статьи 28 Закона о банкротстве в них отсутствует ИНН, страховой номер его индивидуального лицевого счета, адрес для направления корреспонденции, ОГРН должника, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации соответствующей саморегулируемой организации, ее ИНН, адрес, а также сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения.

В соответствии с абзацем 3 пукта 1 статьи 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

Подпунктом «а» пункта 4 Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 № 56, предусмотрено, что при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий уведомляет о проведении собрания конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, а также иных лиц, имеющих право на участие в собрании.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 49 Постановления № 35, сообщение о проведении собрания кредиторов также направляется в суд, рассматривающий дело о банкротстве.

Судами установлено, что конкурсным управляющим не представлены доказательства направления в суд, рассматривающий дело о банкротстве, уведомления о проведении 11.02.2015 собрания кредиторов должника.

В силу пунктов 4, 11 Общих правил подготовки отчетов отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде. К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.

Вместе с тем судами установлено, что к отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе проведения процедуры конкурсного производства должника, направленному 13.02.2015 в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, не были приложены документы (копии документов), подтверждающие изложенные в отчете сведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16, пунктом 129 Закона о банкротстве, Общими правилами ведения реестра на конкурсного управляющего возложена обязанность по ведению реестра требований кредиторов.

Частью 2 Типовой формы в таблице № 11 (по форме таблицы № 7) реестра требований кредиторов предусмотрена графа 8 «Ф.И.О. руководителя (уполномоченного представителя) кредитора - юридического лица».

Материалами дела подтверждается, что в графе 8 таблицы № 11 части 2 раздела 3 реестра требований кредиторов должника, представленного арбитражным управляющим в суд 13.02.2015, не указаны соответствующие сведения о руководителе кредитора - юридического лица.

Поскольку арбитражным управляющим не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 12.03.2015 вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено арбитражному управляющему в пределах санкции части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Судами не выявлено оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.

С учетом вышеизложенного, суды пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении арбитражного управляющего ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

Доводы арбитражного управляющего, изложенные в жалобе, об отсутствии у нее обязанности по направлению сообщения о проведении собрания кредиторов арбитражному суду, о необходимости указания в реестре требований кредиторов сведений о руководителе кредитора (юридического лица) правомерно отклонены судами, поскольку основаны на ошибочном толковании законодательства о банкротстве.

Доводам арбитражного управляющего о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, судами дана надлежащая оценка.

Иное толкование арбитражным управляющим положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Несогласие арбитражного управляющего с толкованием судами норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.05.2015, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.11.2015 по делу № А70-3409/2015 оставить без изменения, а жалобу арбитражного управляющего ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации                                                                        А.Г. Першутов