ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 308-АД16-6988 от 01.07.2016 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -АД16-6988

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

01.07.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2016 по делу № А53-27200/2015 по заявлению Отделения надзорной деятельности по Волгодонскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установил:

Отделение надзорной деятельности по Волгодонскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере
5000 рублей.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 01.04.2016 указанные судебные акты оставлены без изменения.

Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, считая их незаконными.

При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены судебных актов не установлено.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225, утвердившим Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений.

Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» и (или) «д» пункта 4 настоящего Положения, в том числе, повлекшее за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Установив 15.09.2015 по результатам проверки, что предприниматель не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматических установок пожарной сигнализации, нарушив требование подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании, создав угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, административный орган составил протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом суды исходили из того, что предприниматель не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматических установок пожарной сигнализации, тогда как в соответствии с договором от 12.01.2015 № ТО/2015 является ответственным лицом за техническое обслуживание средств пожарной сигнализации в проверенном административным органом объекте (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 12 «Улыбка») и обязан был, осуществляя деятельность по техническому обслуживанию пожарной сигнализации на спорном объекте, выявить неисправности и несоответствия сигнализации требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринять все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности организации, проводившей монтаж противопожарной системы, сам по себе не может свидетельствовать об истечении срока давности привлечения к административной ответственности предпринимателя.

Вменяемое предпринимателю правонарушение заключается в длительном непрекращающемся осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является длящимся, в связи с чем срок давности считается с момента выявления правонарушения и на момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек.

Приведенные в жалобе доводы о направлении документов не по юридическому адресу предпринимателя (г. Волгодонск, ул. Гагарина, 9,
кв. 130) само по себе не свидетельствует о том, что лицу, в отношении которого был составлен протокол по делу об административном правонарушении, не была представлена возможность участвовать в его рассмотрении и пользоваться правами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом суды установили, что предприниматель сам указал почтовый адрес и адрес фактического местоположения: г. Волгодонск, пр. Курчатова, 32, офис, 214, по которому административный орган направлял все документы и они были получены. Кроме того, почтовые отправления, направленные предпринимателю, в том числе и судом, по адресу:
г. Волгодонск, ул. Гагарина, 9, кв. 130, возвращены отправителям с отметкой отделения связи «истек срок хранения» и «отсутствие адресата». Указанные выводы судов в жалобе не опровергнуты.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.11.2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.04.2016 по делу № А53-27200/2015 оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

               А.Г. Першутов