ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 309-АД14-5520 от 15.10.2015 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ -АД14-5520

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва

                                15 октября 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Брокеркредитсервис» в лице представителя Гуляевой С.В. на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2014, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2014 по делу
№ А50-25829/2013 по заявлению Чикулаева Романа Владимировича (г. Пермь) к Службе Банка России по финансовым рынкам (г. Москва; далее – административный орган) о признании незаконными определения от 13.09.2013 № 13-1/оп-отк об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения от 26.11.2013 № 13-43/рн,

установила:

к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «Компания Брокеркредитсервис» (г. Новосибирск; далее – общество).

Решением суда первой инстанции от 14.02.2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа
от 29.08.2014, заявленные требования удовлетворены.

Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит отменить названные судебные акты и прекратить производство по делу.

Изучив жалобу, приложенные к ней документы, отзыв Чикулаева Р.В. и материалы дела № А50-25829/2013, судья считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Как следует из судебных актов, Чикулаев Р.В. обратился с требованием о предоставлении документов и информации в полном объеме, предусмотренном статьей 6 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 46-ФЗ), в том числе в отношении приобретенных и отчужденных им ценных бумаг с периода начала действия Генерального соглашения от 28.10.2010 № 9604/10 до момента фактического предоставления таких документов и информации, указав, что сведения о конкретных ценных бумагах и содержании нормативных актов имеются у общества.

Общество 10.06.2013 письмом № 007-01-Ф28-2013 предоставило соответствующую информацию и документы, кроме информации, предусмотренной пунктами 3, 4 статьи 6 Закона № 46-ФЗ, указав при этом на необходимость уточнить, в отношении каких именно ценных бумаг необходимо предоставление такой информации.

Полагая, что затребованные информация и документы предоставлены не в полном объеме, Чикулаев Р.В. обратился в надзорный орган с заявлением о нарушении законодательства о финансовых рынках и привлечении общества к административной ответственности.

По результатам рассмотрения заявления Чикулаева Р.В. и приложенных документов административным органом вынесено определение от 13.09.2013
№ 13-1/оп-отк об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением административного органа от 26.11.2013 № 13-43/рн (вынесенным заместителем руководителя Службы Банка России по финансовым рынкам), указанное выше определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба Чикулаева Р.В. – без удовлетворения

Полагая, что названные определение и решение административного органа являются незаконными, Чикулаев Р.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19.7.3 Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 3 Закона № 46-ФЗ отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются названным Законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Под обращением ценных бумаг в силу статьи 2 Федерального закона
от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» понимается заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 6 Закона № 46-ФЗ профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить следующую информацию:

сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер этого выпуска, а в случае совершения сделки с ценными бумагами, выпуск которых не подлежит государственной регистрации в соответствии с требованиями федеральных законов, - идентификационный номер выпуска таких ценных бумаг;

сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;

сведения о ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж;

сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились;

сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством, признанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставить информацию о:

ценах этих ценных бумаг на организованных торгах в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в котировальный список биржи, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в котировальных списках бирж;

ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.

Судами установлено, что Чикулаевым Р.В. приобретались и отчуждались ценные бумаги. В требовании Чикулаевым Р.В. указано на представление информации в отношении приобретенных и отчужденных им ценных бумаг, а также указан период, за который необходима такая информация.

Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, административный орган исходил из того, что предусмотренная пунктами 3, 4 статьи 6 Закона № 46-ФЗ информация предоставляется профессиональным участником рынка ценных бумаг при приобретении и отчуждении ценных бумаг инвестором, в то время как требование Чикулаева Р. В. с этим не связано, в связи с чем в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1
статьи 15.19 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суды сочли, что пункты 3 и 4 статьи 6 Закона № 46-ФЗ неправильно истолкованы обществом (профессиональным участником) и административным органом как ограничивающие случаи представления информации только предстоящими случаями отчуждения или приобретения ценных бумаг, на которые в требовании должен указать сам инвестор.

Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.

Доводы, изложенные обществом в жалобе, оценены судами и мотивированно отклонены.

Несогласие с выводами судебных инстанций, равно как и иное толкование заявителем норм законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В отсутствие нарушений судами норм материального и процессуального права оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, судья

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2014, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.08.2014 по делу № А50-25829/2013 оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания Брокеркредитсервис» – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации                                                                  Г.Г. Кирейкова