ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 309-АД16-9510 от 15.08.2016 Верховного Суда РФ


ВЕРХОВНЫЙ СУД
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-АД16-9510

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

г. Москва

15.08.2016

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по делу
 № А76-32583/2015 Арбитражного суда Челябинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Равис - птицефабрика Сосновская» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области от 18.12.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Равис - птицефабрика Сосновская» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области (далее – административный орган) от 18.12.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.

Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемого судебного акта, считая его незаконным.

При изучении доводов жалобы и принятых судебных актов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

Как следует из судебных актов, заявителю вменяется нарушение обязательных требований законодательства в области карантина растений, выразившиеся в том, что в период с 22.10.2015 по 29.10.2015 общество осуществило использование подкарантинной продукции (жмых соевый), отнесенной к группе товаров с высоким фитосанитарным риском, без установления карантинного фитосанитарного состояния.

Статьей 10.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в виде административного штрафа для юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями пункта 37 статьи 2, статей 24 и 26 Федерального закона от 21.07.2014
 № 206-ФЗ «О карантине растений», апелляционный суд пришел к выводу о том, что в действиях общества отсутствуют событие и состав вмененного ему правонарушения.

При этом суд исходил из отсутствия основания для проведения в отношении спорной подкарантинной продукции мероприятий по контролю с отбором проб и образцов продукции для их лабораторного исследования; исходя из наличия приложенных фитосанитарных сертификатов, которые подтверждают соответствие продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

Фитосанитарный сертификат - документ международного образца, который выдан национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, сопровождает партию подкарантинной продукции, удостоверяет соответствие подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» также предусмотрено, что фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной МККЗР 1997 г., и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.

Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения апелляционного суда и отклонены, поскольку доказательств выявления в спорной подкарантинной продукции признаков заражения карантинными объектами административным органом при рассмотрении спора не представлено. С учетом установленных фактических обстоятельств, доводы жалобы выводы судов не опровергают.

Кроме того, ссылка административного органа на наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения и, как следствие, наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, подлежит отклонению, поскольку положениями статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, при проверке вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены по результатам пересмотра вступившего в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении, и предусматривает отмену судебного акта о признании незаконным решения административного органа о привлечении к административной ответственности и возвращении дела на новое рассмотрение только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по делу № А76-32583/2015 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Г. Першутов