ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 31-АД19-3
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 4 апреля 2019 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 11 мая 2018 г. № 16/05- А-2018, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11 июля 2018 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 сентября 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 14 ноября 2018 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Евро Технологии» (далее - ООО «Евро Технологии», общество) ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 11 мая 2018 г. № 16/05- А-2018, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11 июля 2018 г., решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 сентября 2018 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 14 ноября 2018 г., директор ООО «Евро Технологии» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1 просит отменить акты, вынесенные в отношении его по
настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2014 г. № 77 утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014 - 2043 годы, где предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № 16/1 по Эгерскому бульвару в г. Чебоксары Чувашской Республики.
Специализированная некоммерческая организация (НО) «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» является региональным оператором и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В силу части 1.1 этой статьи закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения указанной функции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615, которым утверждено Положение о
привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, Положение).
Согласно пункту 1 Положения оно определяет порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 223 Положения определено, что предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Положением. Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики 18 апреля 2018 г. проведена проверка исполнения жилищного законодательства при проведении капитального
ремонта многоквартирных домов ООО «Евро Технологии», директором которого является Яковлев В.П.
В ходе проверки установлено, что 7 сентября 2017 г. НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с ООО «Евро Технологии» заключен договор № 47-КР на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе дома № 16/1 по Эгерскому бульвару в г. Чебоксары Чувашской Республики, предметом которого является ремонт системы канализации и водоотведения.
Пунктом 1.4 договора срок выполнения работ установлен 60 календарных дней, до 5 ноября 2017 г.
Дополнительным соглашением от 2 ноября 2017 г. № 1 к этому договору региональным оператором и ООО «Евро Технологии» определены иные сроки выполнения работ - до 26 ноября 2017 г. в связи с совмещением работ по капитальному ремонту трубопроводов холодного и горячего водоснабжения.
Приемка названных работ осуществлена 24 ноября 2017 г. в соответствии с актом приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу.
Условия договора при его исполнении изменены в нарушение требований пункта 223 Положения о привлечении подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которым совмещение работ по ремонту трубопроводов холодного и горячего водоснабжения как основание для изменения условий договора не предусмотрено.
Такое изменение ООО «Евро Технологии» условий договора при его исполнении послужило основанием для возбуждения заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары 24 апреля 2018 г. в отношении директора общества ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о совершении директором ООО «Евро Технологии» ФИО1 указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано по части 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, директор ООО «Евро Технологии» ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило изменение условий договора о сроке исполнения обязательств при наличии запрета, установленного пунктом 223 Положения в редакции, действовавшей до 21 сентября 2017 г.
Данное утверждение является несостоятельным, противоречит содержанию постановления должностного лица о назначении административного наказания и судебных актов, из которых следует, что в рассматриваемом случае применена редакция пункта 223 Положения, действующая на дату совершения административного правонарушения и актуальная до настоящего времени (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. № 1092).
При вынесении обжалуемых актов должностное лицо и судебные инстанции не руководствовались ранее действовавшей редакцией пункта 223 Положения. Указание на то, что в прежней редакции этой нормой был установлен запрет на изменение сроков выполнения работ, приведено при описании обстоятельств вмененного директору общества ФИО1 административного правонарушения.
В числе изложенного заявитель также указывает, что необходимым условием для наступления административной ответственности по части 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является изменение условий договора при его исполнении, установленных в документации, перечисленной в данной норме, в случае, если
запрет такого изменения предусмотрен федеральным законом, однако в данном случае основанием для привлечения к административной ответственности послужил запрет, установленный подзаконным актом - постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 615.
Данный довод обоснованным признать нельзя.
Возможность продления сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон предусмотрена пунктом 223 Положения, утвержденного названным постановлением Правительства Российской Федерации (при наличии одного из перечисленных в этой норме обстоятельств и на период действия соответствующего обстоятельства). При этом требование о том, что закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения своих функций осуществляются в соответствии с указанным Положением, закреплено в части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, означенный запрет установлен федеральным законом.
На дату изменения условий договора обстоятельств, предусмотренных пунктом 223 Положения, не имелось.
Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии директора ООО «Евро Технологии» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 11 мая 2018 г. № 16/05- А-2018, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 11 июля
2018 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 20 сентября 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 14 ноября 2018 г., вынесенные в отношении директора ООО «Евро Технологии» Яковлева В.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Яковлева В.П. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров